Раздел: Портфолио достижений

Концепции проф. образования

Текст

Ведущие концепции (модели) образования

Период

Концепция (модель)

Тематическое ядро концепции

Личностная компонента

1920— 1930 гг.

Традиционно-консервативное образование

Практико-ориен-тированная система знаний, умений и навыков

Развитие самостоятельности и активности обучаемых, их способности к самообучению и творчеству

1930— 1960 гг.

Когнитивно ориентированное образование

Система научных предметных знаний и умений

Акцент на сознательности и активности в обучении. Учет индивидуальных познавательных возможностей обучаемых

1960— 1970 гг.

Оптимизация учебного процесса

Целостный под ход к обучению, его содержанию, организационным формам и методам

Формирование познавательных способностей, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к жизни

1970— 1990 гг.

Развивающее обучение

Взаимосвязь обучения и развития на основе организации субъект-субъектного взаимодействия обучаемых и обучающих

Развитие обобщенных способов умственных действий, саморегуляции, рефлексии и мыслительных способностей обучаемых

 

Период

Концепция (модель)

Тематическое ядро концепции

Личностная компонента

1990— 2001 гг.

Личностно ориентированное образование

Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе реализации личностных функций обучаемых

Персонализация, рефлексия и стереотипизация (Н.А.Алексеев); использование субъективного опыта (И.А.Якиманская); формирование потребности «быть личностью» (В.В.Сериков)

С 2001 г.

Личностно-развивающее образование

Саморегулируемое учение, актуализация индивидуальности и субъектности обучаемых

Саморазвитие, самоопределение, самоактуализация обучаемых

 

Все приведенные образовательные концепции предусматривают формирование системы научных и практических (процедурных) знаний, умений и навыков, воспитание нравственных качеств, а также развитие у обучаемых познавательных процессов, общих и специальных способностей, социально значимых свойств и качеств. Смещаются лишь акценты: в одних моделях большее значение придается знаниевой составляющей образования, в других — деятельностной, в третьих — развивающей.

Содержание образования определяется его целями и задачами на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием уровня развития научного знания, производственных технологий и требований жизни. Несмотря на многочисленные реформы образования, структура его содержания сохраняет относительную устойчивость и стабильность. В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин определяли содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить развитие личности.

 

Когнитивно ориентированного образования. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также метазнаний. Главная ценность — социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Смыслообразующим фактором служит информационное обеспечение обучаемых. Ценностно-смысловая направленность — обучаемые с заранее заданными характеристиками (компетентностью). Развитие личности оказывается «побочным продуктом» учебно-познавательной деятельности. С психологической точки зрения это «личностно отчужденное образование» (М.М.Поташник).

Деятельностно ориентированного образования. Доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функциональную направленность. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также способов выполнения умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Ведущая ценность — обобщенные способы выполнения социально-профессиональных действий (компетенции). Субъективный опыт учащихся приобретает личностный смысл. Ценностно-смысловая направленность образования — заданная учебно-прикладная (профессиональная) квалификация.

Теории развивающего обучения. В теории Л.В.Занкова главная ценность обучения видится в развитии психических процессов. Смыслообразующим фактором выступает обучение на высоком уровне трудности. Целевая ориентация — направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления. Согласно теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина— В.В.Давыдова ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступает развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация — развитие теоретического мышления и усвоение теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Ценностно-смысловая направленность обучения — развитие у учащихся познавательных способностей.

Концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Конституирующая ценность — развитие личности, ее автономности, самостоятельности, рефлексии, ответственности и др. Смыслообра-зующий фактор — обучаемость. Образование ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса. Ценностно-смысловой направленностью образования провозглашается индивидуальное развитие субъектов учения.

Концепция личностно-развивающего образования (А.В.Петровский, В.В.Сериков). Ценностями этого образования становятся универсальные личностно-деятельностные способности: смыслот-ворчество, избирательность, рефлексия, сверхнормативная активность. Личностно-развивающий смысл приобретает взаимодействие субъектов образовательного процесса, самодвижение в образовательном пространстве. Ценностно-смысловая направленность — развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества.

Модель развивающегося образования. Ведущими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самого образовательного процесса (образовательной деятельности) в режиме взаимосодействия. Смыслообразующим фактором становится открытое саморазвивающееся образовательное пространство. Ценностно-смысловая направленность образования — самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве.

Анализ генезиса ценностно-смысловой направленности показывает, что в каждой последующей концепции усиливается развивающий потенциал образования: в традиционной образовательной концепции — когнитивно ориентированной — развитие обучаемых было «побочным продуктом»; в теориях развивающего обучения решающее значение приобретает развитие познавательных способностей: наблюдательности, рефлексии, мышления; в концепциях личностно ориентированного и личностно-развивающего образования главной ценностью становится развитие целостной личности обучаемых, всех ее структурных составляющих, а личностным смыслом провозглашается самоактуализация и саморазвитие. Проведенный анализ свидетельствует, что по мере усиления личностной компоненты изменяется направленность концепции, которая отражает иерархию ценностей и смыслов образовательной деятельности.

 

Ценностно-смысловая направленность ведущих концепций образования

Концепция,

модель образования

Целевые ориентации

Ценностно-смысловая направленность

Концепция когнитивно ориентированного образования

Формирование знаний, умений, навыков, а также метазнаний*, компе-тентностей

Личность (обучаемый) с заранее заданными характеристиками (компетентностью)

Концепция деятельно-стно ориентированного образования

Формирование знаний, умений, навыков, способов выполнения умственных и практических действий, а также компетенций

Обучаемый с заданной учебно-прикладной квалификацией** (обученно-стью)

Теории развивающего обучения

Формирование теоретических знаний и развитие эмпирического мышления (теория Л.В.Занко-ва). Формирование обобщенных знаний и действий, развитие теоретического мышления (теория Д.Б.Эльконина— В.В.Давыдова)

Когнитивные (познавательные) способности учащихся

Концепция личностно ориентированного образования

Личностное развитие

Индивидуальное развитие субъектов учения

 

Концепция,

модель образования

Целевые ориентации

Ценностно-смысловая направленность

Концепция личностно-развивающего образования

Развитие личности, ее универсальных личност-но-деятельностных способностей

Развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества

Модель развивающегося образования

Самоактуализирующиеся субъекты образования

Самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве

 

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
30.09.2025, 5:30
Thank you for your submit and also fantastic suggestions.. also My partner and i furthermore believe work will be the main aspect of acquiring accomplishment. Buy Yamamay kuwait online
Картинки профиля пользователя ali umair
ali umair
01.10.2025, 3:21
As being a Newcomer, We are forever looking at on-line pertaining to content that could be involving be an aid to us. Thanks a lot. 1xbet promo code for registration This is cool post and i quite like to see this post. your site is fantastic and you have good staff in your blog. nice sharing thanks. code promo linebet maroc That you are allowed to write-up bands, but is not inbound links, except there're okayed in addition to with subject matter. online casino no deposit bonus
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
02.10.2025, 3:23
The online world is usually bogged decrease having untrue information sites without the need of authentic meaning even so the write-up seemed to be excellent in addition to worthwhile this understand. Appreciate it intended for giving that by himself. https://magazin-prestige.in.ua/images/pages/?1xbet_promokod_na_segodnya_pri_registracii_besplatno_bonus.html
Картинки профиля пользователя ali umair
ali umair
20.10.2025, 4:31
We have not too long ago started out any website, the knowledge an individual offer on this web site provides aided myself tremendously. Thank you regarding your entire moment & perform. 강남 쩜오
64 отзыв(ов)