Раздел: Портфолио достижений

Концепции проф. образования

Текст

Ведущие концепции (модели) образования

Период

Концепция (модель)

Тематическое ядро концепции

Личностная компонента

1920— 1930 гг.

Традиционно-консервативное образование

Практико-ориен-тированная система знаний, умений и навыков

Развитие самостоятельности и активности обучаемых, их способности к самообучению и творчеству

1930— 1960 гг.

Когнитивно ориентированное образование

Система научных предметных знаний и умений

Акцент на сознательности и активности в обучении. Учет индивидуальных познавательных возможностей обучаемых

1960— 1970 гг.

Оптимизация учебного процесса

Целостный под ход к обучению, его содержанию, организационным формам и методам

Формирование познавательных способностей, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к жизни

1970— 1990 гг.

Развивающее обучение

Взаимосвязь обучения и развития на основе организации субъект-субъектного взаимодействия обучаемых и обучающих

Развитие обобщенных способов умственных действий, саморегуляции, рефлексии и мыслительных способностей обучаемых

 

Период

Концепция (модель)

Тематическое ядро концепции

Личностная компонента

1990— 2001 гг.

Личностно ориентированное образование

Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе реализации личностных функций обучаемых

Персонализация, рефлексия и стереотипизация (Н.А.Алексеев); использование субъективного опыта (И.А.Якиманская); формирование потребности «быть личностью» (В.В.Сериков)

С 2001 г.

Личностно-развивающее образование

Саморегулируемое учение, актуализация индивидуальности и субъектности обучаемых

Саморазвитие, самоопределение, самоактуализация обучаемых

 

Все приведенные образовательные концепции предусматривают формирование системы научных и практических (процедурных) знаний, умений и навыков, воспитание нравственных качеств, а также развитие у обучаемых познавательных процессов, общих и специальных способностей, социально значимых свойств и качеств. Смещаются лишь акценты: в одних моделях большее значение придается знаниевой составляющей образования, в других — деятельностной, в третьих — развивающей.

Содержание образования определяется его целями и задачами на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием уровня развития научного знания, производственных технологий и требований жизни. Несмотря на многочисленные реформы образования, структура его содержания сохраняет относительную устойчивость и стабильность. В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин определяли содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить развитие личности.

 

Когнитивно ориентированного образования. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также метазнаний. Главная ценность — социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Смыслообразующим фактором служит информационное обеспечение обучаемых. Ценностно-смысловая направленность — обучаемые с заранее заданными характеристиками (компетентностью). Развитие личности оказывается «побочным продуктом» учебно-познавательной деятельности. С психологической точки зрения это «личностно отчужденное образование» (М.М.Поташник).

Деятельностно ориентированного образования. Доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функциональную направленность. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также способов выполнения умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Ведущая ценность — обобщенные способы выполнения социально-профессиональных действий (компетенции). Субъективный опыт учащихся приобретает личностный смысл. Ценностно-смысловая направленность образования — заданная учебно-прикладная (профессиональная) квалификация.

Теории развивающего обучения. В теории Л.В.Занкова главная ценность обучения видится в развитии психических процессов. Смыслообразующим фактором выступает обучение на высоком уровне трудности. Целевая ориентация — направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления. Согласно теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина— В.В.Давыдова ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступает развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация — развитие теоретического мышления и усвоение теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Ценностно-смысловая направленность обучения — развитие у учащихся познавательных способностей.

Концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Конституирующая ценность — развитие личности, ее автономности, самостоятельности, рефлексии, ответственности и др. Смыслообра-зующий фактор — обучаемость. Образование ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса. Ценностно-смысловой направленностью образования провозглашается индивидуальное развитие субъектов учения.

Концепция личностно-развивающего образования (А.В.Петровский, В.В.Сериков). Ценностями этого образования становятся универсальные личностно-деятельностные способности: смыслот-ворчество, избирательность, рефлексия, сверхнормативная активность. Личностно-развивающий смысл приобретает взаимодействие субъектов образовательного процесса, самодвижение в образовательном пространстве. Ценностно-смысловая направленность — развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества.

Модель развивающегося образования. Ведущими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самого образовательного процесса (образовательной деятельности) в режиме взаимосодействия. Смыслообразующим фактором становится открытое саморазвивающееся образовательное пространство. Ценностно-смысловая направленность образования — самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве.

Анализ генезиса ценностно-смысловой направленности показывает, что в каждой последующей концепции усиливается развивающий потенциал образования: в традиционной образовательной концепции — когнитивно ориентированной — развитие обучаемых было «побочным продуктом»; в теориях развивающего обучения решающее значение приобретает развитие познавательных способностей: наблюдательности, рефлексии, мышления; в концепциях личностно ориентированного и личностно-развивающего образования главной ценностью становится развитие целостной личности обучаемых, всех ее структурных составляющих, а личностным смыслом провозглашается самоактуализация и саморазвитие. Проведенный анализ свидетельствует, что по мере усиления личностной компоненты изменяется направленность концепции, которая отражает иерархию ценностей и смыслов образовательной деятельности.

 

Ценностно-смысловая направленность ведущих концепций образования

Концепция,

модель образования

Целевые ориентации

Ценностно-смысловая направленность

Концепция когнитивно ориентированного образования

Формирование знаний, умений, навыков, а также метазнаний*, компе-тентностей

Личность (обучаемый) с заранее заданными характеристиками (компетентностью)

Концепция деятельно-стно ориентированного образования

Формирование знаний, умений, навыков, способов выполнения умственных и практических действий, а также компетенций

Обучаемый с заданной учебно-прикладной квалификацией** (обученно-стью)

Теории развивающего обучения

Формирование теоретических знаний и развитие эмпирического мышления (теория Л.В.Занко-ва). Формирование обобщенных знаний и действий, развитие теоретического мышления (теория Д.Б.Эльконина— В.В.Давыдова)

Когнитивные (познавательные) способности учащихся

Концепция личностно ориентированного образования

Личностное развитие

Индивидуальное развитие субъектов учения

 

Концепция,

модель образования

Целевые ориентации

Ценностно-смысловая направленность

Концепция личностно-развивающего образования

Развитие личности, ее универсальных личност-но-деятельностных способностей

Развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества

Модель развивающегося образования

Самоактуализирующиеся субъекты образования

Самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве

 

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

This kind of is a wonderful submit My partner and i noticed as a result of discuss that. It is just what I desired to find out desire inside upcoming you may keep on regarding revealing this kind of outstanding submit. premium-quality andractim cream
May possibly fairly recently up and running an important web log, the data one offer you on this web site contains given a hand to all of us substantially. Bless you designed for your current precious time & get the job done. Deneme bonusu veren siteler 2024
Thanks for this great post, i find it very interesting and very well thought out and put together. I look forward to reading your work in the future. norwich city
I really like your take on the issue. I now have a clear idea on what this matter is all about.. visit website
Cheap content, With thanks just for stating This approach skills. Wonderfully developed page, only if all of the the blogosphere obtainable the equivalent degree content and articles simply because, websites became a more desirable space. Delight continue! minyak gajah bagak mengawan
For Tungsten Carbide Inserts 10 years in this industry, We Cutting Tools Co. Ltd had established a perfect internal management system that controls and manages the standard quality of high feed milling Insert each product. Our company has milling Inserts factory achieved a good deep hole drilling Inserts reputation in common turning Inserts both domestic and overseas carbide inserts market by grooving Inserts parting and grooving Inserts aluminum inserts producing CNC Carbide Inserts premium products.
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
30.07.2025, 2:51
Appraisal assert who that is the an ideal put up from a amazing someone, so i am pleased to check out this unique. funny lingerie
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
31.07.2025, 5:52
This is usually a superb posting, With thanks to get allowing people this review. Continue to keep writing. bozdağ film studio tickets
Картинки профиля пользователя ali umair
ali umair
02.08.2025, 12:19
You there, this is really good post here. Thanks for taking the time to post such valuable information. Quality content is what always gets the visitors coming. The story of my life
Картинки профиля пользователя Karterkhatri Mauricio
Karterkhatri Mauricio
04.08.2025, 1:00
This particular is a superb publish We observed because of reveal this. It really is exactly what I needed to determine wish within long term you'll carry on with regard to discussing this type of superb publish. https://gamificationnation.com/art/1xbet_promo_code_for_registration.html