Раздел: Раздел ДПП ПП "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

Словарь психолого-педагогических понятий курса "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

               

Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т. д.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений), путем переработки материала, восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Веб-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Воспитание как педагогический процесс - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека

Воспитание как социальное явление - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Г

Годовой календарный учебный график учреждения дополнительного образования     является документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности в Учреждении.

Д

Деятельность  – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

Дифференциация обучения - разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся.

Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя

З

Зона ближайшего развития характеризуется пространством между тем, что человек умеет делать самостоятельно, и тем, что он самостоятельно сделать не может, но с помощью кого-то извне справляется с заданием.

И

Индивидуализация обучения - система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения.

Индивидуальное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником или один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.)

Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Критерии индивидуализации – признаки, на основе которых строится система воспитательных и дидактических средств соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения.

Индивидуализация - система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения.

Индивидуальная образовательная траектория — это «персональный путь реализации личностного потенциала каждого в образовании» (А. В. Хуторской).

Индивидуальная образовательная траектория - «индивидуальный путь движения учащегося в какой-либо предметной области или предметных областях» (Н. Н. Суртаева) в процессе учебной, проектной и исследовательской деятельности (А. Б. Воронцов).

Индивидуальная образовательная траектория - «процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач» (Ю. Г. Юдина).

Индивидуальная образовательная траектория - «совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимися из учебного плана образовательного учреждения» (Л. Н. Агаева, А. В. Аглушевич и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателем педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

К

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

Креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.

Культурологический подход к включению детей с ОВЗ - это подход, при котором создаются условия для  творческой самореализации обучающихся этой категории в адекватной для них форме.

Компетентность – интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков и опыта.

Л

Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания – те, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности):

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), т.е. принятие ребенком социальной роли ученика;

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь?»);

нравственно-этическая ориентация, т.е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка).

М

Мониторинг образовательной организации – сложная система, включающая в себя программы критериального отслеживания и оценивания функционирования и развития учреждения, позволяющая прогнозировать запросы потребителей и заказчиков образовательных услуг, а также привести в соответствие состав, структуру образовательных услуг и интересов, способностей, возможностей обучающихся.

Модель интеграции – модель, ориентированная на включение ребенка с ОВЗ в обычные образовательные программы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, посредством создания специальных образовательных условий для включаемого ребенка исходя из его особенностей.

Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Н

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Навыки будущего - это навыки, которые позволяют работникам быть конкурентоспособными в будущей социально-экономической и технологической реальности.

Научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»).

О

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа (ОП) учреждения дополнительного образования (УДО) является основным документом, отражающим принципы организации учебно-воспитательного процесса в Учреждении. Образовательная программа определяется как комплекс «основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2, п. 9 ФЗ). При этом отдельно указывается на дополнительные общеобразовательные программы (гл. 2, ст. 12, п. 4), специфика которых заключается в делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2), к освоению которых «допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной.

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Одаренная личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде области: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной,

Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциальное успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего.

Виды специальной одаренности: интеллектуальная; техническая; творческая; художественная; моторно-двигательная (спортивная); социальная (лидерство); академическая; интеллектуально - рациональная одаренность (левополушарные); эмоционально - художественная одаренность (правополушарные).

Отраслевые/национальные/международные системы квалификаций и компетенции - создание условий для «самоуправляемого» обучения на протяжении всей жизни, в т.ч. «паспорта компетенций», действующие на протяжении всей жизни/личные портфолио/«распаковка» степеней до конкретных курсов и пр.

Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Облачные технологии (англ. Cloud computing) – это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис.

П

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Профессиограмма – документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования к специалисту – носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности.

Профессиональная компетентность – это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде.

Профессионально важные качества - важный компонент в структуре личности педагога, индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности. (В.Д. Шадриков).

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных качеств педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности.

Показатели одаренности: любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения; высокие интеллектуальные и творческие показатели (общая одаренность); высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы); легкость в общении, коммуникабельность; активность; высокая мотивация к учебной деятельности; стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или до.

Педагогическая технология (в контексте воспитательной работы) - совокупность профессиональных умений, обеспечивающих благотворное воспитательное воздействие педагога на ребенка в контексте взаимодействия с ним и позволяющих ребенку вступать во взаимодействие с миром на уровне культуры, а педагогу быть профессионально свободным в достижении воспитательной цели.

Р

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, связанных с этим затрат времени.

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия (в случае расхождения с эталоном, реальным действием, и его результатом).

Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в случае мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

С

Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Средства подбирают для точно определенной педагогической функции: они иллюстрируют явление жизни как объект внимания детей; они инициируют активность детей; средства обеспечивают материально-техническую оснащенность и повышают психологическую атмосферу; средства могут выступать инструментами деятельности детей; средства подчеркивают скрытую символику деятельности

Социальная модель инклюзии исходит из идеи адаптации не индивида к системе, а системы к особенностям различных категорий обучающихся.

Способности  – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

 

Т

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Творческая деятельность - такая деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-то "вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке".

Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью.

Талант — это возможность реализации способностей в их высшей фазе.

У

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Учебное занятие в УДО – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений). Занятие– главная часть учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, задачи, содержание, способы, результаты деятельности, а так же этапы их достижения.

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Ф

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Ц

Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»... когда само отношение выступает в качестве ценности

Э

Электронно-образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме.

Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

 

Google Apps - это пакет облачных служб и приложений для совместной работы; в пакет входят популярные веб-приложения Google, в том числе Gmail, Google Диск,  Google Календарь и Google Документы.

 

 

 

 

 

 

Поделитесь полезной информацией: