Раздел: ДОСТИЖЕНИЯ

Интернет-фестиваль по ОПК

Рабочая программа курса Борослужение

Пояснительная записка

            Православное богослужение несет в себе особую, необыкновенную духовную красоту, которой не может не ощутить даже само грубое, черствое и ко всему, казалось бы, безразличное сердце.

           Богослужение Православной Церкви – это  «небо на земле». Господь, Богородица, сонмы Ангелов и святых угодников Божиих невидимо пребывают с теми, кто едиными устами и единым сердцем приносит Жертву Хваления и ищет таинственного единения с Агнцем Божиим.

         Богослужение – это служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв и Священного Писания, которое обычно включает в себя совершение обрядов и Таинств, исполняемых по определенному чину (порядку), во главе со священнослужителем. Блаженство прародителей в раю заключалось в непосредственном общении с Богом – в молитве. В богослужении человек выражает желание возобновить единение с Богом и стать участником Его благодати.

         Совершение общественного богослужения в особом, определенном месте восходит ко времени Моисея, которому на горе Синай был дан образец перого переносного храма – скинии. Просле определения единого священного места для общественного богослужения были установлены общеобязательные для богоизбранного народа праздники. Многие обрядовые ветхозаветные богослужебные праздники вошли в употребление в новозаветной Христианской Церкви, получив новый смысл и значение после пришествия в мир Христа Спасителя и Его  крестного подвига во имя Искупления рода человеческого.

           Данная программа написана для учащихся общеобразовательной школы для оказания  помощи при  их желании войти в Храм Божий и приобщиться к духовным ценностям, которые несет в себе Святая Церковь.

Цель: передать детям знания по порядку богослужения Православной Церкви и, насколько это возможно, формировать полное и цельное православное мировоззрение и смысл христианства, войти в жизнь Церкви.

Задачи:

- познакомить с церковными богослужениями,

- формировать представления детей о Храме как месте соборной молитвы;

- раскрыть значение  Великого Поста и покаяния в духовной жизни человечества;

- вызвать желание и стремление посещать храм, прививать любовь к храму.

 

Содержание обучения:

 

  1. Церковь – семья. Храм. Устройство храма. Правила поведения в храме. Иконы. Молитвы в церкви.
  2. О порядке церковных богослужений. (Богослужебный круг): суточный круг богослужения; седмичный круг богослужения; годовой круг богослужения; требы.
  3. Молитва: формирование понятия о молитве; формы молитвы; виды молитвы, качества молитвы.
  4. Всенощное бдение. Чинопоследование вечерни.
  5. Всенощное бдение. Чинопоследование утрени.
  6. Божественная Литургия.
  7. Великий пост. Подготовительные недели: покаянные стихиры подготовительных недель, кондаки воскресные.
  8. Великий пост. Недели и седмицы.
  9. Великий пост. Литургия Преждевременных даров.

 

 

Программа рассчитана на детей 5-6 классов; занятия  1 раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарное планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

1.

Церковь – семья. Храм. Устройство храма.

 

 

2.

Правила поведения в храме. Иконы. Молитвы в церкви.

 

 

3.

Закрепление теоретического материала. Экскурсия в храм Архистратига Михаила.

 

 

4.

О порядке церковных богослужений: суточный круг богослужения

 

 

5.

О порядке церковных богослужений: седмичный круг богослужения

 

 

6.

О порядке церковных богослужений: годовой круг богослужения. Требы.

 

 

7.

Встреча со священнослужителем: «О порядке церковных Богослужений».

 

 

8.

Экскурсия в церковь в воскресный день. Наблюдение за ходом службы.

 

 

9.

Молитва: формирование понятия о молитве; формы молитвы.

 

 

10.

Молитва: виды молитвы, качества молитвы.

 

 

11.

Урок-практикум: слушание записи церковных молитв и песнопений; заучивание наизусть трех кратких молитв.

 

 

12.

Всенощное бдение. Чинопоследование вечерни. Субботнее посещение вечерни.

 

 

13.

Всенощное бдение. Чинопоследование утрени. Воскресное посещение утрени.

 

 

14.

Божественная Литургия. Воскресное посещение литургии.

 

 

15.

Великий пост. Подготовительные недели: покаянные стихиры подготовительных недель, кондаки воскресные.

 

 

16.

Великий пост. Недели и седмицы. Великий пост: Литургия Преждевременных даров.

 

 

17.

Итоговый урок. Встреча со священнослужителем.

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

- Богданова А.А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии; Екатеринбург, 2008.

- Святитель Николай Сербский Православный катехизис: «Христианская жизнь» Клин 2009.

- Монах Лазарь (Афанасьев) Чтение по Закону Божьему: Москва 2010.

- Диакон Иоанн Смолин Миссионерский путеводитель по Библии: Минск. Белорусская православная церковь

- Закон Божий. Методические материалы, выпуск 4-й: Екатеринбург 2010.

- Закон Божий. Программа для церковно-приходской школы: Екатеринбург 2001.

- Сборник нормативных документов по организации церковно-приходской школы: Екатеринбург 2010.

- Иконы. Пособие по изучению «Основ православной культуры» и Закона Божия. Рекомендуется Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

- Закон Божий. Издание второе, переработанное и дополненное/ Издательский отдел Украинской Православной Церкви. Киев 2010.

Детская библия.

 

Вступление к рабочей программе

Вступление

          Готовясь к урокам мировой литературы по теме «Библия» я всегда испытывала определенные трудности при пояснении структуры Библии, изложении материала Ветхого Завета, Нового Завета. Слабо ориентировалась даже в понимании и толковании библейских притч. Потому однажды решила зайти в церковь за помощью. Из истории села Михайловка знала, что наш  храм, носящий имя Архистратига Михаила, имеет славную историю. И вот уже на протяжении шести последних лет при подготовке к урокам литературы, а теперь и основ православной культуры по благословению протоиерея Михайловского храма Глущенко Александра Ивановича мне помогают в подготовке и проведении уроков литературы и основ православной культуры  работники храма. Александр Смирнов, псаломщик Михайловской церкви, многое нам рассказал, помог понять материалы Библии, проводил с нами многочисленные экскурсии по храму, рассказывал  о церковных иконах, об истроии их создания. Александр просто и доступно излагает церковные догмы и правила: «…по учению Святой Церкви человек состоит из трех частей: Духа, Души и Тела. Вот как мы ухаживаем за своим телом (кормим, греем, красиво одеваем), так и душу надо кормить и украшать. Спросите как? Известный Святитель Иоанн Златоуст сказал: «…Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Святого Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою.»  Александр преподносит интересные истории: «Великий ученый, профессор, хирург гнойной медицины, архиепископ Лука Войно-Ясинецкий был на приеме в Кремлевском дворце. В момент дискуссии один начальник сказал ему: «Вы знаете, профессор, мы столько в космос летали, а Бога там не видели». На это профессор ответил: «Вы знаете, я столько раз делал вскрытие черепа, а ума там не нашел!» Александр – интересный собеседник, его манера общения просто завораживает учеников. Вот отрывки из их сочинений после экскурсионного посещения церкви:

 

 «…Зараз переді мною стоять високі ворота до незбагненого світу,який чарує своєю загадковістю. Ось я вже в храмі, слухаю цікаву розповідь Олександра. Завдяки йому мені стало набагато більше відомо про історію Біблії, ікони, релігійні свята… Олександр ніби примусив поринути у те прекрасне минуле, яке мені досі здається вигаданим… Візит до нашої старовинної церкви, повної таємниць і чарівності, змусив замислитися над своїм життям» (Супрунова Аліна 9 клас)

«… Коли я підійшов до храму, то відчув дуже незвичайну для себе енергетику цього місця. Згодом ми зайшли в середину собору. Він був наповнений духом якогось надзвичайного тепла. розуміння та сприйняття, на душі відразу стало якось легко, самопочуття налагодилось. Далі ми познайомились з Олександром. який нам прочитав невелику лекцію про роль людини на Землі. Я дуже захопився цією людиною: він зміг дібрати такі слова, що все, що колись було незрозумілим, стало легким та близьким. Я думаю, ця людина унікальна: адже він уче своє життя присвятив найвищому з усього – служінню духа» (  Пігович Альберт, 8 клас).

«… Я уважно слухала кожне слово. мені було дуже цікаво. На жаль, у нашому підручнику із світової літератури дуже мало написано про Біблію. Але я знаю, що поруч є храм, і я можу дізнатися про все, що мене цікавить…» (Кияненко Анастасія, 8 клас)

    Сейчас мы очень плотно общаемся с клириком Михайловского храма Абрамяном Давидом Николаевичем. Отец Давид  - наш активный помощник в проведении  школьных уроков духовности. Он – наш поводырь по храму, поясняет  правила поведения в церкви, рассказывает об истории того или иного религиозного празника. Это в высшей степени интересует наших школьников.

   В этом учебном году в 7 классе при изучении рассказа А.П. Платонова «Юшка» коротко, как того требовало содержание урока,  рассказала историю о Ксении Петербургской (воплощении добра и смирения), чья икона есть в нашем храме. Дети без принуждения нашли эту историю в Интернете и на следующий урок рассказали мне ее в полном изложении. Однако у нас все же остается еще много вопросов. Ведь мы не знаем самого элементарного: названия и предназначения религиозных праздников, истории святых, хода и цели службы.  Вот и получается. Чтобы ощутить причастность к духовному, послушать беседы о нравственности, нужны встречи со священниками,  походы в церковь, нужно многое знать даже просто для  защиты себя и собственного дома.

       Чтобы хоть как-то заполнить этот пробел, я предлагаю рабочую программу курса  «Блогослужение в Православной Церкви».

     Курс составлен с учетом интересов, потребностей учащихся Алексеевской гимназии. Он призван дать элементарные знания и представления о церковном богослужении. Ведь если не знаєшь, о чем идет речь на службе, не ощущаешь своей причастности к происходящему, не чувствуешь величия и красоты действа, то как следствие  очень скоро становится скучно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока

Разработка урока

по основам православной культуры

Класс: 5                                                                                      Дата: 04.09.15

Тема урока: Творение Богом мира. Библейское повествование о творении мира.

Цель урока: начать знакомство учащихся с историей Ветхого Завета: дать знания  о Творении мира Богом; раскрыть содержание и смысл внешней и внутренней гармонии всего, что окружает нас;  формировать представление об истории христианства; воспитывать желание изучить основы вероучения, помочь понять дух и смысл христианства.

Оборудование: Детская Библия; мультипликационные фильмы. «Великий библейский герой. История Моисея» (отрывки); «Истории Ветхого Завета» (отрывки);  репродукции картин: Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»; Н. Анохин  «Русская зима»; Куинджи «Летний день; И. Айвазовский «Девятый вал».

Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию материала урока.

Учитель:  Дорогие ребята! Сегодня, на первом уроке нового учебного года мы с вами начнем разговор, рассчитанный на весь учебный год. Мы познакомимся с основными религиозными понятиями и представлениями, начнем изучение истории Русской Православной Церкви, ощутим радость и торжество религиозных праздников. Скажите, что для вас означает слово «религия»?

Ответы детей

Учитель: Слово «религия» происходит от латинского religare – «соединить» и означает живую связь человека с Богом.  Запишите это в тетрадях.

Сегодняшний урок будет первым в цикле, посвященном изучению Ветхого Завета.   Я знаю, многие из вас имеют Детскую Библию, читают ее и уже знают некоторые ее главы. Что такое Ветхий Завет?

Ответы детей.

Учитель: Известная вам книга Библия делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет писался до рождества Христова, он написан на древнееврейском языке. В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог сотворил Вселенную, грехопадении человека, об истории Божьего народа Израиля, о пророках и пророчествах; туда входят Псалмы – древние песнопения и молитвы к Богу и другие книги.

- Какие истории из Ветхого Завета  вы знаете?

Ответы и рассказы детей

Давайте посмотрим отрывок из мультипликационного фильма «История Моисея»  (просмотр)

  1. Работа по теме урока:

Учитель: Ребята, сегодня вы шли в школу. Обратили ли вы внимание на красоту окружающего мира? Опишите картины природы, которые вы сегодня наблюдали.

Ответы детей

Учитель: А вот как изображают прекрасные картины окружающего мира художники Шишкин, Анохин, Куинджи, Айвазовский.      Посмотрите на них и скажите, какие у вас чувства возникают при созерцании этих картин. Запишите в тетради  Записывают в тетрадь:  восхищение, прекрасно, красота, гармония, покой, духовность.

Учитель: Если мы посмотрим на внешнюю красоту и внутреннюю гармонию окружающего мира, то увидим перед собой удивительное создание, которое впечатляет стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Мы видим, насколько премудро устроено все, что окружает нас, как разумны и взвешены законы, действующие в мире.

   Вы знаете, как все погружается во мрак в ночное время, когда выключены все  лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. В Священной Книге Библии, которую написали святые люди, описано сотворение мира по Слову Бога:

«В начале  сотвортил  Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

Слово «в начале» указывает на то, что мир вечен, а был призван Богом из небытия к бытию. Творение мира «из ничего» - это одна из основных истин христианской веры.

Продолжаем.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы… И был вечер, и было утро: день один.

Дети читают  историю.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды…: день второй.

Дети читают  историю.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод… и стало так: день третий.

Дети читают  историю.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесней для отделения дня и ночи…  И создал Бог два светила великие: светило большое для управления днем, и светило меньшее для управления ночью и звезды…: день четвертый.

Дети читают  историю.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся , душу живую и птицы да полетят над землею, по тверди небесней…: день пятый.

Дети читают  историю.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов земных по роду их. И стало так.

Вся земля, сотворенная Словом Всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения…  (Бытие 1: 14-25).

Учитель: Итак, Бог сотворил Вселенную. Во все времена своего существования человечество не оставляло попыток познать тайны появления окружающего мира. И чем больше развивалась наука, тем больше люди узнавали о Вселенной и ее законах.  Но два извечных вопроса, всегда волновавших пытливый ум человечества, так и остаются неразрешенными даже в современной науке: как возникла Вселенная и жизнь на ней? Ни один ученый не сможет уверенно и однозначно ответить на них.

Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения Вселенной с точки зрения Закона Божьего. Следующий урок будет посвящен истории сотворения Богом человека по своему образу и подобию.

  1. Закрепление: (работа в группах)

А сейчас мы разделимся на пять групп, каждая из которых подготовит короткий пересказ каждодневного творения Бога.

  1. Оценивание и домашнее задание:

Учитель: Молодцы, дети. Вы были сегодня внимательны, вы активно работали и получаете следующие оценки :_______

Дома вы обязательно прочитаете еще раз в Детской Библии о пяти днях творения Бога и подготовите подробный пересказ.

 

 

Материалы к уроку. Шишкин "Утро в сосновом лесу"

Материалы к уроку. Куинджи "Летний день"

Материалы к уроку. Куинджи "Березовая роща"

Материалы к уроку. Анохин "Русская зима"

Материалы к уроку. Айвазовский "Девятый вал"

Поделитесь полезной информацией: