Рабочая программа курса Борослужение
Пояснительная записка
Православное богослужение несет в себе особую, необыкновенную духовную красоту, которой не может не ощутить даже само грубое, черствое и ко всему, казалось бы, безразличное сердце.
Богослужение Православной Церкви – это «небо на земле». Господь, Богородица, сонмы Ангелов и святых угодников Божиих невидимо пребывают с теми, кто едиными устами и единым сердцем приносит Жертву Хваления и ищет таинственного единения с Агнцем Божиим.
Богослужение – это служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв и Священного Писания, которое обычно включает в себя совершение обрядов и Таинств, исполняемых по определенному чину (порядку), во главе со священнослужителем. Блаженство прародителей в раю заключалось в непосредственном общении с Богом – в молитве. В богослужении человек выражает желание возобновить единение с Богом и стать участником Его благодати.
Совершение общественного богослужения в особом, определенном месте восходит ко времени Моисея, которому на горе Синай был дан образец перого переносного храма – скинии. Просле определения единого священного места для общественного богослужения были установлены общеобязательные для богоизбранного народа праздники. Многие обрядовые ветхозаветные богослужебные праздники вошли в употребление в новозаветной Христианской Церкви, получив новый смысл и значение после пришествия в мир Христа Спасителя и Его крестного подвига во имя Искупления рода человеческого.
Данная программа написана для учащихся общеобразовательной школы для оказания помощи при их желании войти в Храм Божий и приобщиться к духовным ценностям, которые несет в себе Святая Церковь.
Цель: передать детям знания по порядку богослужения Православной Церкви и, насколько это возможно, формировать полное и цельное православное мировоззрение и смысл христианства, войти в жизнь Церкви.
Задачи:
- познакомить с церковными богослужениями,
- формировать представления детей о Храме как месте соборной молитвы;
- раскрыть значение Великого Поста и покаяния в духовной жизни человечества;
- вызвать желание и стремление посещать храм, прививать любовь к храму.
Содержание обучения:
- Церковь – семья. Храм. Устройство храма. Правила поведения в храме. Иконы. Молитвы в церкви.
- О порядке церковных богослужений. (Богослужебный круг): суточный круг богослужения; седмичный круг богослужения; годовой круг богослужения; требы.
- Молитва: формирование понятия о молитве; формы молитвы; виды молитвы, качества молитвы.
- Всенощное бдение. Чинопоследование вечерни.
- Всенощное бдение. Чинопоследование утрени.
- Божественная Литургия.
- Великий пост. Подготовительные недели: покаянные стихиры подготовительных недель, кондаки воскресные.
- Великий пост. Недели и седмицы.
- Великий пост. Литургия Преждевременных даров.
Программа рассчитана на детей 5-6 классов; занятия 1 раз в неделю.
Календарное планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
1. |
Церковь – семья. Храм. Устройство храма. |
|
|
2. |
Правила поведения в храме. Иконы. Молитвы в церкви. |
|
|
3. |
Закрепление теоретического материала. Экскурсия в храм Архистратига Михаила. |
|
|
4. |
О порядке церковных богослужений: суточный круг богослужения |
|
|
5. |
О порядке церковных богослужений: седмичный круг богослужения |
|
|
6. |
О порядке церковных богослужений: годовой круг богослужения. Требы. |
|
|
7. |
Встреча со священнослужителем: «О порядке церковных Богослужений». |
|
|
8. |
Экскурсия в церковь в воскресный день. Наблюдение за ходом службы. |
|
|
9. |
Молитва: формирование понятия о молитве; формы молитвы. |
|
|
10. |
Молитва: виды молитвы, качества молитвы. |
|
|
11. |
Урок-практикум: слушание записи церковных молитв и песнопений; заучивание наизусть трех кратких молитв. |
|
|
12. |
Всенощное бдение. Чинопоследование вечерни. Субботнее посещение вечерни. |
|
|
13. |
Всенощное бдение. Чинопоследование утрени. Воскресное посещение утрени. |
|
|
14. |
Божественная Литургия. Воскресное посещение литургии. |
|
|
15. |
Великий пост. Подготовительные недели: покаянные стихиры подготовительных недель, кондаки воскресные. |
|
|
16. |
Великий пост. Недели и седмицы. Великий пост: Литургия Преждевременных даров. |
|
|
17. |
Итоговый урок. Встреча со священнослужителем. |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
- Богданова А.А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии; Екатеринбург, 2008.
- Святитель Николай Сербский Православный катехизис: «Христианская жизнь» Клин 2009.
- Монах Лазарь (Афанасьев) Чтение по Закону Божьему: Москва 2010.
- Диакон Иоанн Смолин Миссионерский путеводитель по Библии: Минск. Белорусская православная церковь
- Закон Божий. Методические материалы, выпуск 4-й: Екатеринбург 2010.
- Закон Божий. Программа для церковно-приходской школы: Екатеринбург 2001.
- Сборник нормативных документов по организации церковно-приходской школы: Екатеринбург 2010.
- Иконы. Пособие по изучению «Основ православной культуры» и Закона Божия. Рекомендуется Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
- Закон Божий. Издание второе, переработанное и дополненное/ Издательский отдел Украинской Православной Церкви. Киев 2010.
Детская библия.
Вступление к рабочей программе
Вступление
Готовясь к урокам мировой литературы по теме «Библия» я всегда испытывала определенные трудности при пояснении структуры Библии, изложении материала Ветхого Завета, Нового Завета. Слабо ориентировалась даже в понимании и толковании библейских притч. Потому однажды решила зайти в церковь за помощью. Из истории села Михайловка знала, что наш храм, носящий имя Архистратига Михаила, имеет славную историю. И вот уже на протяжении шести последних лет при подготовке к урокам литературы, а теперь и основ православной культуры по благословению протоиерея Михайловского храма Глущенко Александра Ивановича мне помогают в подготовке и проведении уроков литературы и основ православной культуры работники храма. Александр Смирнов, псаломщик Михайловской церкви, многое нам рассказал, помог понять материалы Библии, проводил с нами многочисленные экскурсии по храму, рассказывал о церковных иконах, об истроии их создания. Александр просто и доступно излагает церковные догмы и правила: «…по учению Святой Церкви человек состоит из трех частей: Духа, Души и Тела. Вот как мы ухаживаем за своим телом (кормим, греем, красиво одеваем), так и душу надо кормить и украшать. Спросите как? Известный Святитель Иоанн Златоуст сказал: «…Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Святого Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою.» Александр преподносит интересные истории: «Великий ученый, профессор, хирург гнойной медицины, архиепископ Лука Войно-Ясинецкий был на приеме в Кремлевском дворце. В момент дискуссии один начальник сказал ему: «Вы знаете, профессор, мы столько в космос летали, а Бога там не видели». На это профессор ответил: «Вы знаете, я столько раз делал вскрытие черепа, а ума там не нашел!» Александр – интересный собеседник, его манера общения просто завораживает учеников. Вот отрывки из их сочинений после экскурсионного посещения церкви:
«…Зараз переді мною стоять високі ворота до незбагненого світу,який чарує своєю загадковістю. Ось я вже в храмі, слухаю цікаву розповідь Олександра. Завдяки йому мені стало набагато більше відомо про історію Біблії, ікони, релігійні свята… Олександр ніби примусив поринути у те прекрасне минуле, яке мені досі здається вигаданим… Візит до нашої старовинної церкви, повної таємниць і чарівності, змусив замислитися над своїм життям» (Супрунова Аліна 9 клас)
«… Коли я підійшов до храму, то відчув дуже незвичайну для себе енергетику цього місця. Згодом ми зайшли в середину собору. Він був наповнений духом якогось надзвичайного тепла. розуміння та сприйняття, на душі відразу стало якось легко, самопочуття налагодилось. Далі ми познайомились з Олександром. який нам прочитав невелику лекцію про роль людини на Землі. Я дуже захопився цією людиною: він зміг дібрати такі слова, що все, що колись було незрозумілим, стало легким та близьким. Я думаю, ця людина унікальна: адже він уче своє життя присвятив найвищому з усього – служінню духа» ( Пігович Альберт, 8 клас).
«… Я уважно слухала кожне слово. мені було дуже цікаво. На жаль, у нашому підручнику із світової літератури дуже мало написано про Біблію. Але я знаю, що поруч є храм, і я можу дізнатися про все, що мене цікавить…» (Кияненко Анастасія, 8 клас)
Сейчас мы очень плотно общаемся с клириком Михайловского храма Абрамяном Давидом Николаевичем. Отец Давид - наш активный помощник в проведении школьных уроков духовности. Он – наш поводырь по храму, поясняет правила поведения в церкви, рассказывает об истории того или иного религиозного празника. Это в высшей степени интересует наших школьников.
В этом учебном году в 7 классе при изучении рассказа А.П. Платонова «Юшка» коротко, как того требовало содержание урока, рассказала историю о Ксении Петербургской (воплощении добра и смирения), чья икона есть в нашем храме. Дети без принуждения нашли эту историю в Интернете и на следующий урок рассказали мне ее в полном изложении. Однако у нас все же остается еще много вопросов. Ведь мы не знаем самого элементарного: названия и предназначения религиозных праздников, истории святых, хода и цели службы. Вот и получается. Чтобы ощутить причастность к духовному, послушать беседы о нравственности, нужны встречи со священниками, походы в церковь, нужно многое знать даже просто для защиты себя и собственного дома.
Чтобы хоть как-то заполнить этот пробел, я предлагаю рабочую программу курса «Блогослужение в Православной Церкви».
Курс составлен с учетом интересов, потребностей учащихся Алексеевской гимназии. Он призван дать элементарные знания и представления о церковном богослужении. Ведь если не знаєшь, о чем идет речь на службе, не ощущаешь своей причастности к происходящему, не чувствуешь величия и красоты действа, то как следствие очень скоро становится скучно…
Разработка урока
Разработка урока
по основам православной культуры
Класс: 5 Дата: 04.09.15
Тема урока: Творение Богом мира. Библейское повествование о творении мира.
Цель урока: начать знакомство учащихся с историей Ветхого Завета: дать знания о Творении мира Богом; раскрыть содержание и смысл внешней и внутренней гармонии всего, что окружает нас; формировать представление об истории христианства; воспитывать желание изучить основы вероучения, помочь понять дух и смысл христианства.
Оборудование: Детская Библия; мультипликационные фильмы. «Великий библейский герой. История Моисея» (отрывки); «Истории Ветхого Завета» (отрывки); репродукции картин: Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»; Н. Анохин «Русская зима»; Куинджи «Летний день; И. Айвазовский «Девятый вал».
Ход урока:
- Подготовка к восприятию материала урока.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня, на первом уроке нового учебного года мы с вами начнем разговор, рассчитанный на весь учебный год. Мы познакомимся с основными религиозными понятиями и представлениями, начнем изучение истории Русской Православной Церкви, ощутим радость и торжество религиозных праздников. Скажите, что для вас означает слово «религия»?
Ответы детей
Учитель: Слово «религия» происходит от латинского religare – «соединить» и означает живую связь человека с Богом. Запишите это в тетрадях.
Сегодняшний урок будет первым в цикле, посвященном изучению Ветхого Завета. Я знаю, многие из вас имеют Детскую Библию, читают ее и уже знают некоторые ее главы. Что такое Ветхий Завет?
Ответы детей.
Учитель: Известная вам книга Библия делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет писался до рождества Христова, он написан на древнееврейском языке. В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог сотворил Вселенную, грехопадении человека, об истории Божьего народа Израиля, о пророках и пророчествах; туда входят Псалмы – древние песнопения и молитвы к Богу и другие книги.
- Какие истории из Ветхого Завета вы знаете?
Ответы и рассказы детей
Давайте посмотрим отрывок из мультипликационного фильма «История Моисея» (просмотр)
- Работа по теме урока:
Учитель: Ребята, сегодня вы шли в школу. Обратили ли вы внимание на красоту окружающего мира? Опишите картины природы, которые вы сегодня наблюдали.
Ответы детей
Учитель: А вот как изображают прекрасные картины окружающего мира художники Шишкин, Анохин, Куинджи, Айвазовский. Посмотрите на них и скажите, какие у вас чувства возникают при созерцании этих картин. Запишите в тетради Записывают в тетрадь: восхищение, прекрасно, красота, гармония, покой, духовность.
Учитель: Если мы посмотрим на внешнюю красоту и внутреннюю гармонию окружающего мира, то увидим перед собой удивительное создание, которое впечатляет стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Мы видим, насколько премудро устроено все, что окружает нас, как разумны и взвешены законы, действующие в мире.
Вы знаете, как все погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. В Священной Книге Библии, которую написали святые люди, описано сотворение мира по Слову Бога:
«В начале сотвортил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
Слово «в начале» указывает на то, что мир вечен, а был призван Богом из небытия к бытию. Творение мира «из ничего» - это одна из основных истин христианской веры.
Продолжаем.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы… И был вечер, и было утро: день один.
Дети читают историю.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды…: день второй.
Дети читают историю.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод… и стало так: день третий.
Дети читают историю.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесней для отделения дня и ночи… И создал Бог два светила великие: светило большое для управления днем, и светило меньшее для управления ночью и звезды…: день четвертый.
Дети читают историю.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся , душу живую и птицы да полетят над землею, по тверди небесней…: день пятый.
Дети читают историю.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов земных по роду их. И стало так.
Вся земля, сотворенная Словом Всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения… (Бытие 1: 14-25).
Учитель: Итак, Бог сотворил Вселенную. Во все времена своего существования человечество не оставляло попыток познать тайны появления окружающего мира. И чем больше развивалась наука, тем больше люди узнавали о Вселенной и ее законах. Но два извечных вопроса, всегда волновавших пытливый ум человечества, так и остаются неразрешенными даже в современной науке: как возникла Вселенная и жизнь на ней? Ни один ученый не сможет уверенно и однозначно ответить на них.
Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения Вселенной с точки зрения Закона Божьего. Следующий урок будет посвящен истории сотворения Богом человека по своему образу и подобию.
- Закрепление: (работа в группах)
А сейчас мы разделимся на пять групп, каждая из которых подготовит короткий пересказ каждодневного творения Бога.
- Оценивание и домашнее задание:
Учитель: Молодцы, дети. Вы были сегодня внимательны, вы активно работали и получаете следующие оценки :_______
Дома вы обязательно прочитаете еще раз в Детской Библии о пяти днях творения Бога и подготовите подробный пересказ.