Раздел: ПАПКА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Памятки для родителей

ПАМЯТКА  7.

12  советов  родителям  будущих  первоклассников

     Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребёнок переступит её порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию.  И забывается простая истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.                 

  1.  Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями

о счастливых мгновениях своего прошлого

     Начало школьной жизни – большое испытание для маленько го человека. Этот момент легче переживается детьми, у кото рых заранее сложилось тёплое отношение к школе.

     Такое отношение складывается из соприкосновений с про шлым опытом близких людей.

     Перелистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Воз вращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

     Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием.

  1. Помогите ребёнку овладеть информацией,

которая позволит ему не теряться

     Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» –  отвечают: «Мама».

     Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это помо жет ему в незнакомой ситуации.

  1.   Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи

     Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать своё рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Всё это как у взрослых, но – личная собственность ребёнка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

  1.   Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе

     Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объясни мо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ста вить...», «В классе засмеют...»

     В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдалённые последствия всегда плачевны.

  1.   Не старайтесь быть для ребёнка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.

    Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

     Вы можете помочь ребёнку преодолеть эти трудности. Попы тайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

     Предложите ребёнку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабывае мым, если в программе торжества найдётся место для совмест ных игр детей и взрослых.

     Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными заня тиями с ребёнком этого достичь невозможно.

  1.   Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи

     Ваш ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше.

     Помогите ему справиться с разочарованием.

     Предложите детям сыграть ещё разок, но немного измените правила игры.

     Пусть победителем считается только первый, а все осталь ные –  проигравшие.

     Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хро нических неудачников надеждой.

     После игры обратите внимание ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоцен ность игры, а не выигрыша.

  1.   Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений

     «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребёнка до школы.

     Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.

     Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всём.

  1.   Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе

     Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома.

     Научите ребёнка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

     На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребёнку   самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.

     Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займёт очередь к специалисту.

  1.   Приучайте ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни

     Чем больше ребёнок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

    Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии. (Помните, что ма ленькие пальчики могут справиться только с большими пуго вицами и молниями.)

     Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

  1.   Научите ребёнка самостоятельно принимать решения

     Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

      Посоветуйтесь с ребёнком о меню семейного воскресного обеда.

Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Ещё более сложное дело – планирование семейного досуга на выходные дни.

      Приучайте ребёнка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.

  1.   Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком

     Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы.

     Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите ребёнка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

     Ребёнок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

     Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

     Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

  1. Считайте деревья, шаги, проезжающиУе мимо машины
  2. чите ребёнка чувствовать и удивляться,

поощряйте его любознательность

    Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

     Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

     Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

     Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котёнка.

     Учите ребёнка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность пере растёт в радость учения.

ПАМЯТКА  8.

Заповеди для родителей.

 Родители!  

õ Помните, что Вы тоже люди.

     Дайте себе отдохнуть.

õ Не требуйте от себя невозможного.

õ Не старайтесь сделать «как лучше».

     Подумайте, к чему это может привести.

õ Будьте великодушны: помогите своим детям    найти с Вами общий язык.

õ Любите друг друга. Старайтесь говорить об этом, на учитесь выражать свою любовь словами.

ПАМЯТКА  9.

Родителям, имеющим одного ребёнка.

Ú  Развивая способности ребёнка, не следует воспитывать в нём сознание

своей исключительности. Это почти всегда приводит к разочарованиям, неудовлетворённости, конфликтам с товарищами. А неосуществлённые повышенные притязания, поражения в спорах, иногда и в ссорах со сверстниками болезненно сказываются на таких детях.

Ú  Уделяя внимание единственному ребёнку, нужно следить, чтобы у «его не укоренялись эгоистические наклонности. Эгоизм рождает требовательность, претензии к окружающим. Некоторые родители, ослепленные любовью к своему единственному ребенку, иногда не замечают или не считают нужным замечать непозволительность его поступков. У других же это вызывает протест, недоброжелательность. Дети не любят тех, кто стремится выделиться. И ребёнок, не приученный к справедливой оценке своих поступков, большинство из которых оценивалось взрос лыми положительно (даже если они и не были таковыми), попадая в новый коллектив, долгое время не может найти в нём своё место, фактически и в коллективе остаётся одиноким.

 Ú  В семьях, где растёт единственный ребёнок, целесообразно поощрять и даже самим организовывать его общение со сверстниками: приглашать их в гости, несколькими семьями ходить в театр, на экскурсии и т. д. Встреч с детьми только в классе для удовлетворения потребности ребёнка в общении недостаточно. Дома, в семье, в кругу близких людей в нем раскрываются новые черты и качества. Здесь он хозяин, принимающий гостей. Законы гостеприимства заставляют быть более уступчивым, доброжелательным, заботливым.              

ПАМЯТКА  10.

J   Почаще улыбайтесь! Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас  видеть злыми и мрачными, без улыбки, обращённой к ним.        

J   Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребёнком! Смотрите,  слушайте, изучайте его, «пропитывайтесь им»,  узнавайте его.  Почаще смотрите на своих детей, когда они спят.        

J   Чаще смотрите в глаза ребёнку и почаще хвалите ребёнка: «ты красивый, молодец, умница, хороший».

J   Не воюйте с детьми. Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение.

J   Почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, чтобы всё это было можно, зачем что-то делать исподтишка и оглядываясь, если можно открыто и честно.

J   Иногда (редко) балуйте своего ребёнка.

J   Не торопите своих детей расти.

J   Относитесь к ребёнку как к равному себе, уважайте его побуждения – дети имеют право быть такими, какие они есть.

J   Доверяйте своему ребёнку.

J   Не выясняйте своих отношений при ребёнке.

J   Нравственная чистота перекликается с чистотой комнаты, где живёт
ребёнок.

J   Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой и ласковым
       взглядом.

 

Самое главное: Ваше собственное поведение остаётся самым мощным способом воздействия на ребёнка – будет во всём примером! Семейного Вам счастья.

ПАМЯТКА  11.

Комплекс отличника

 «Быть лучшим и первым во всём» – такую подсознательную установку нередко дают пер венцу. Ведь вокруг него обыч но столько взрослых: мама и папа, два комплекта бабушка-дедушка... Впрочем, если это ребёнок матери-одиночки, ожидания ничуть не снизят ся. Они даже могут усилиться гипер-опекой мамы – ведь мы «вдвоём против такого опасно го мира».

У ребёнка появляется убеждение, что ценен не он, а его успехи. Нет их –  нет и любви близких. Школа лишь усиливает эту уверенность, особенно если учёба дается легко, и в результате формиру ется комплекс отличника – крайняя степень навязчивого стремления быть лучше и успешнее других. Ученик ста новится излишне пунктуальным и тре вожным, не умеет сходиться со свер стниками, его повышенное чувство долга граничит с неврозом.

Ò  Перестаньте общаться с ребёнком как с равным, любите его за то, что он  ещё маленький и ваш.

Ò  Отцу тоже следует немного смягчить свой образ сверхчеловека, позволить себе  право  на  ошибку. Ребёнок должен видеть, что и папа иногда терпит неудачи, и мир из-за этого не ру шится.

Ò  Помогите ребёнку наладить контакт со сверстниками, проводите домаш- 
ние вечеринки, поощряйте его участие во внешкольных мероприятиях.
Ограничьте   немного   родительский контроль. Видимо, он слишком заметен, раз ваше чадо не принимают в компаниях.

Ò  Не запугивайте жизнью, а делитесь своими надеждами. Всё должно быть
общее – и радость, и слёзы. Совмест ные переживания, мечты сплачивают и укрепляют семью.

ПАМЯТКА  12.

Десять советов отцам и матерям

  1. 1.   Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
  2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо цельных приказаний.

Не мешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

  1. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое         правило семейной
         жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг         другу – для
         ребёнка это занимательное зрелище.
  2. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам         противоречить.
  3. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям.  Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
  4. Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того,  что делаешь сам.
  5. Говорите обо всём без боязни. Речь – золото, а         молчание – свинец.
  6. Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Всё должно
    делаться сообща: домашние поделки, мытьё посуды, покупки, уборка,       выбор развлечений, маршрутов поездок.
  7. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не         удержите детей,
          подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться         свободе.
  8. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь         неизменно навевает
          грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве.         Ничего не
          поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту         жертву.

                              ( Из книги французского писателя Эрее                                                 Базена «Во что я верю»)

ПАМЯТКА  13.

Поведение родителей с конфликтными детьми

Π Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с друзьями. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».

Π Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах её возникновения.

Π После конфликта обговорить с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

Π Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

Π  Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.

 

Поделитесь полезной информацией: