Памятки для родителей
ПАМЯТКА 7.
12 советов родителям будущих первоклассников
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребёнок переступит её порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
- Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями
о счастливых мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни – большое испытание для маленько го человека. Этот момент легче переживается детьми, у кото рых заранее сложилось тёплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с про шлым опытом близких людей.
Перелистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Воз вращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием.
- Помогите ребёнку овладеть информацией,
которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» – отвечают: «Мама».
Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это помо жет ему в незнакомой ситуации.
- Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать своё рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Всё это как у взрослых, но – личная собственность ребёнка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объясни мо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ста вить...», «В классе засмеют...»
В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдалённые последствия всегда плачевны.
- Не старайтесь быть для ребёнка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.
Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребёнку преодолеть эти трудности. Попы тайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребёнку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабывае мым, если в программе торжества найдётся место для совмест ных игр детей и взрослых.
Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными заня тиями с ребёнком этого достичь невозможно.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше.
Помогите ему справиться с разочарованием.
Предложите детям сыграть ещё разок, но немного измените правила игры.
Пусть победителем считается только первый, а все осталь ные – проигравшие.
Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хро нических неудачников надеждой.
После игры обратите внимание ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоцен ность игры, а не выигрыша.
- Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребёнка до школы.
Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.
Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всём.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе
Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома.
Научите ребёнка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребёнку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.
Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займёт очередь к специалисту.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребёнок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии. (Помните, что ма ленькие пальчики могут справиться только с большими пуго вицами и молниями.)
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
- Научите ребёнка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.
Посоветуйтесь с ребёнком о меню семейного воскресного обеда.
Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Ещё более сложное дело – планирование семейного досуга на выходные дни.
Приучайте ребёнка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком
Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы.
Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите ребёнка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребёнок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
- Считайте деревья, шаги, проезжающиУе мимо машины
- чите ребёнка чувствовать и удивляться,
поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котёнка.
Учите ребёнка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность пере растёт в радость учения.
ПАМЯТКА 8.
Заповеди для родителей.
Родители!
õ Помните, что Вы тоже люди.
Дайте себе отдохнуть.
õ Не требуйте от себя невозможного.
õ Не старайтесь сделать «как лучше».
Подумайте, к чему это может привести.
õ Будьте великодушны: помогите своим детям найти с Вами общий язык.
õ Любите друг друга. Старайтесь говорить об этом, на учитесь выражать свою любовь словами.
ПАМЯТКА 9.
Родителям, имеющим одного ребёнка.
Ú Развивая способности ребёнка, не следует воспитывать в нём сознание
своей исключительности. Это почти всегда приводит к разочарованиям, неудовлетворённости, конфликтам с товарищами. А неосуществлённые повышенные притязания, поражения в спорах, иногда и в ссорах со сверстниками болезненно сказываются на таких детях.
Ú Уделяя внимание единственному ребёнку, нужно следить, чтобы у «его не укоренялись эгоистические наклонности. Эгоизм рождает требовательность, претензии к окружающим. Некоторые родители, ослепленные любовью к своему единственному ребенку, иногда не замечают или не считают нужным замечать непозволительность его поступков. У других же это вызывает протест, недоброжелательность. Дети не любят тех, кто стремится выделиться. И ребёнок, не приученный к справедливой оценке своих поступков, большинство из которых оценивалось взрос лыми положительно (даже если они и не были таковыми), попадая в новый коллектив, долгое время не может найти в нём своё место, фактически и в коллективе остаётся одиноким.
Ú В семьях, где растёт единственный ребёнок, целесообразно поощрять и даже самим организовывать его общение со сверстниками: приглашать их в гости, несколькими семьями ходить в театр, на экскурсии и т. д. Встреч с детьми только в классе для удовлетворения потребности ребёнка в общении недостаточно. Дома, в семье, в кругу близких людей в нем раскрываются новые черты и качества. Здесь он хозяин, принимающий гостей. Законы гостеприимства заставляют быть более уступчивым, доброжелательным, заботливым.
ПАМЯТКА 10.
J Почаще улыбайтесь! Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас видеть злыми и мрачными, без улыбки, обращённой к ним.
J Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребёнком! Смотрите, слушайте, изучайте его, «пропитывайтесь им», узнавайте его. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят.
J Чаще смотрите в глаза ребёнку и почаще хвалите ребёнка: «ты красивый, молодец, умница, хороший».
J Не воюйте с детьми. Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение.
J Почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, чтобы всё это было можно, зачем что-то делать исподтишка и оглядываясь, если можно открыто и честно.
J Иногда (редко) балуйте своего ребёнка.
J Не торопите своих детей расти.
J Относитесь к ребёнку как к равному себе, уважайте его побуждения – дети имеют право быть такими, какие они есть.
J Доверяйте своему ребёнку.
J Не выясняйте своих отношений при ребёнке.
J Нравственная чистота перекликается с чистотой комнаты, где живёт
ребёнок.
J Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой и ласковым
взглядом.
Самое главное: Ваше собственное поведение остаётся самым мощным способом воздействия на ребёнка – будет во всём примером! Семейного Вам счастья.
ПАМЯТКА 11.
Комплекс отличника
«Быть лучшим и первым во всём» – такую подсознательную установку нередко дают пер венцу. Ведь вокруг него обыч но столько взрослых: мама и папа, два комплекта бабушка-дедушка... Впрочем, если это ребёнок матери-одиночки, ожидания ничуть не снизят ся. Они даже могут усилиться гипер-опекой мамы – ведь мы «вдвоём против такого опасно го мира».
У ребёнка появляется убеждение, что ценен не он, а его успехи. Нет их – нет и любви близких. Школа лишь усиливает эту уверенность, особенно если учёба дается легко, и в результате формиру ется комплекс отличника – крайняя степень навязчивого стремления быть лучше и успешнее других. Ученик ста новится излишне пунктуальным и тре вожным, не умеет сходиться со свер стниками, его повышенное чувство долга граничит с неврозом.
Ò Перестаньте общаться с ребёнком как с равным, любите его за то, что он ещё маленький и ваш.
Ò Отцу тоже следует немного смягчить свой образ сверхчеловека, позволить себе право на ошибку. Ребёнок должен видеть, что и папа иногда терпит неудачи, и мир из-за этого не ру шится.
Ò Помогите ребёнку наладить контакт со сверстниками, проводите домаш-
ние вечеринки, поощряйте его участие во внешкольных мероприятиях.
Ограничьте немного родительский контроль. Видимо, он слишком заметен, раз ваше чадо не принимают в компаниях.
Ò Не запугивайте жизнью, а делитесь своими надеждами. Всё должно быть
общее – и радость, и слёзы. Совмест ные переживания, мечты сплачивают и укрепляют семью.
ПАМЯТКА 12.
Десять советов отцам и матерям
- 1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
- Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо цельных приказаний.
Не мешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
- Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной
жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для
ребёнка это занимательное зрелище. - Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.
- По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
- Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
- Говорите обо всём без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.
- Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Всё должно
делаться сообща: домашние поделки, мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок. - Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей,
подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе. - Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает
грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не
поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту жертву.
( Из книги французского писателя Эрее Базена «Во что я верю»)
ПАМЯТКА 13.
Поведение родителей с конфликтными детьми
Î Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с друзьями. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».
Î Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах её возникновения.
Î После конфликта обговорить с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
Î Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
Î Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.