Создание и популяризация современных народных танцев народов Крайнего Севера

 

Развитие системы дополнительного образования показала, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка, помогает учащимся  в выборе будущей профессии, способствует их самореализации, позволяет создать учащимся условия эффективного обучения и отдыха.

Основная цель системы дополнительного образования – создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка.

 С 2007 года я работаю хореографом в  школе и по программе «Развитие личности через танцы при деятельном подходе»

Целью программы является создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи моей программы:

Образовательные: обучить детей танцевальным движениям, формировать умения слушать музыку, понимать её настроение, передавать её характер, пластику, выразительность через танцевальные движения, формировать правильную постановку корпуса, головы, рук и ног.  Учить детей правильно ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:  развить у детей коммуникабельность, активность, формировать общую культуру, нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми, помочь социализацию детей.

Оздоровительные:  укрепление костно-мышечного аппарата у детей, укрепление здоровья детей.

В наше время сильно возрос интерес к народным танцам, народному творчеству.  Народному искусству принадлежит огромная роль в формировании и  эстетическом воспитании подрастающего поколения.         Сочетание нового современного содержания с традиционными, близкими народу национальными формами усиливает эмоциональное воздействие хореографии.

Создание и популяризация современных народных танцев народов Крайнего Севера и других народов способствует общему обогащению культуры. На базе традиционного танцевального искусства и в фоне его развития сложилась художественная самодеятельность и профессиональное танцевальное  искусство.

 Современное танцевальное искусство динамично развивается, и приобрело новое содержание и стилевые особенности. Перед нами  стоит цель очень бережно и трепетно относится при использовании народного творчества в современных постановках.  И на  основе богатого народного творчества в новых современных условиях создать  новые   народные танцы с учетом всех традиционных компонентов в их надлежащем развитии, а именно пластики движений и манеры их исполнения. Надо вдумчиво и кропотливо отбирать фольклорный материал для того и иного конкретного танца, надо настойчиво  искать новые изобразительные средства, развивая пластический язык народного танца.

Поэтому основой моих постановок стало в основном постановки народных танцев. Для того, чтобы хорошо узнать все истоки народного танца  в  2012 году я окончила АГИКИ по специальности «Школа традиционного танца»

Занятия в кружке должны быть построены на основе четкого, тщательного продуманного плана учебной и постановочной деятельности.  Чтобы овладеть искусством танца, необходимо укрепить мышцы, развить эластичность связок, подвижность суставов и тем самым расширить диапазон движений. Кроме того, нужно развить музыкальность, ритмичность, грацию, ловкость, выработать правильную осанку.

Все эти качества приобретаются и развиваются путем методического и систематического  исполнения специальных упражнений – тренажа. Тренаж для учащихся состоит из упражнений, заимствованных тренажа классического и народно-сценического танца. При отборе их надо учитывать возрастные особенности воспитанников и их физические данные.

 Сначала нужно разучивать легкие танцевальные движения, не требующие ни большого физического напряжения, ни техники и только потом переходить к исполнению трудных, сложных движений.

Разучивая танцевальное движение, прежде всего надо овладеть его основой, а затем переходить к его разновидностям, постепенно  усложняя их, соединяя с другими танцевальными движениями, составляя комбинации движений и целые этюды. При этом руководитель должен следить за тем, чтобы учащиеся, исполняя композиции танцевальных движений, верно передавали народный характер и манеру исполнения, добивались бы выразительности.

  В основе учебной и воспитательной работы лежит репертуар. При выборе репертуара также нужно учитывать возрастные особенности, физические данные. 

 Для постановки вначале нужно брать танцы народов, близкие воспитанникам по духу и быту, танцевальные движения которые не слишком бы их затрудняли. К изучению танцев, сильно отличающихся по характеру исполнения от якутских танцев, нужно переходить постепенно.

Приступая к постановке танца, руководитель должен рассказать коллективу о народе,  создавшем его, о содержании танца, о характерных его особенностях. При этом надо использовать современные технические средства: телевидение, интернет и т.д.   Во время беседы можно показывать зарисовки костюмов, фотографии. Далее  руководитель должен обратить внимание воспитанников на музыкальный размер, темп, характер музыкального сопровождения.

Только потом надо перейти к разучиванию танцевальных движений. Руководитель должен показать каждое движение и объяснить его, разделяя его по музыкальному счету.

Если танцевальное движение состоит не только из движений  ног, но и корпуса, головы и рук, сначала надо объяснять только движения ног , только потом корпуса, головы и рук. Сначала воспитанники исполняют это движение только  под счет, который ведет сам руководитель, а потом  под музыку в медленном темпе. Темп следует увеличивать постепенно. После того как движения ног усвоены, можно приступить к разучиванию движений корпуса, головы и рук.

   После разучивание всех движений танца, только потом надо приступить в постановке танца.

 Занятия в кружке танцев нужно проводить в следующем порядке: сначала разминка (физические упражнения для согрева мышц, суставов) потом разучивание и исполнение упражнений тренажа с опорой – у станка, повторение некоторых упражнений  без опоры в середине зала; разучивание и повторение танцевальных движений и танцевальных комбинаций; разучивание новых танцев

    Вся работа кружка должна вестись в строгой последовательности - от простого и легкого к более сложному и трудному. Назначая исполнителей руководитель, должен стремиться к тому, чтобы все члены коллектива были заняты, чтобы все они участвовали в общей работе.

Нужно вырабатывать у воспитанников чувство дисциплины и ответственности за качество выступлений перед зрителями и ни  в коем случае не выпускать  на сцену постановки, не доведенные до возможного совершенства.

Выступление танцевального коллектива перед зрителями это проверка работы всего коллектива и каждого воспитанника в отдельности. В выступлениях выявляются успехи участников в искусстве танца, их дисциплинированность и культурность.

Оформление танца имеет большое значение и от него  зависит успех выступления.

Одежда, обувь, головные уборы должны быть тщательно подогнаны по размеру, вычищены и выглажены. При этом нельзя забывать о том, что сильные движения в танце требуют того, чтобы костюмы были одеты аккуратно, пуговицы и крючки хорошо застегнуты, пояса как следует, завязаны, головные уборы и украшения закреплены, волосы хорошо причесаны и заколоты. Для того чтобы лица участников стали более выразительными нужно накладывать легкий грим. Перед выходом на сцену руководитель обязательно должен проверять одежду и грим.

Во время выступления руководитель должен следить за сценой и каждым участником. При этом особое внимание надо уделить к звуковому сопровождению. После каждого  концерта надо  проводить «обзор полетов», где вместе с участниками концерта обсудить все номера.  Выявить успехи и ошибки каждого исполнителя.

Оценивание на занятии должно быть не только, но и процессом. Всегда стараюсь учитывать, насколько воспитанник выложился при выполнении задания. Не все учащийся сразу могут показать высокий результат. Кто-то прилагает максимум усилий, но добивается весьма скромных результатом. Стараюсь своими комментариями стимулировать ребенка, подтолкнуть  его к личностному росту, показать, что мы вместе идем к  поставленной цели,,. Только при заинтересованности обеих сторон можно добиться хорошего  результата. Основным правилом моего  оценивания является объективность.

При исполнении танцев, важное значение имеет чувство коллективизма, исполнители должны чувствовать друг друга. Для развития этого чувства особое  место  занимает проведения свободного времени вместе: совместные походы, проведения дней рождения участников ансамбля, игры и т.д.

Поделитесь полезной информацией: