Кто такой учитель-дефектолог?

Автор: Анастасия У.
Тэги: алалия, дефектолог, дизортрия, дислалия, ЗПР, ЗПРР, логопед, ОНР, синдром Дауна, Умственная отсталость, УО

Кто  такой учитель-дефектолог

и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании учителем-дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

    Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в детском саду?

  Во-первых, учитель-дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

 Во-вторых, учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

 В-третьих, работа учителя-дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

 Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологической основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

 Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

 Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

  Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи(все возрастные категории).Основная задача занятий:

  • расширение кругозора детей;
  • уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
  • ознакомление с основами безопасности жизни;
  • формирование экологических знаний;

В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи:

обогащения словаря, уточнения значений слов;

В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

2.Развитиеэлементарных математических представлений (все возрастные категории). Математическое развитие является мощным инструментом:

  • для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
  • для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
  • развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
  • подготовки к школьному обучению.

  На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:

  • развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
  • стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
  • совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
  • производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
  • закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

   Кроме занятий с ребенком учитель-дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. 

Однако родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Учитель-дефектолог может сделать очень много для  ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

 

Поделитесь полезной информацией: