Самообразование

Автор: Михаил Валерьевич
Тэги: самообразование, тема, эссе

Формирование гражданской идентичности подростка

посредством занятий в объединении «Мир творчества компьютерных технологий»

        Понимание обучения как процесса подготовки воспитанников к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, выдвигает на первый план значимость тех разделов программы, которые связаны с жизнью в прямом смысле слова. Психология ребенка такова, что он лучше воспринимает те учебные разделы, где эта связь осуществляется в свободной форме. Образное восприятие действительности, реальных жизненных проблем, созданных участниками творческого проекта, ставит компьютерные технологии, как творческую субстанцию в первый по значимости ряд дисциплин из обязательных и дополнительных.

       В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения внедрение информационных технологий в учебные программы дополнительного образования должно обеспечить личностные, метапредметные и предметные результаты. В содержание оценки личностных результатов воспитанников на ступени дополнительного образования входит оценка сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

       Реализация задачи формирования гражданской идентичности воспитанников на занятиях компьютерного кружка обусловлена программным содержанием и зависит от того, насколько педагогически целесообразно организованы занятия в разновозрастных группах. Я опираюсь на разработанные мной тематическое планирование занятия кружка, основанное на программе «Мир творчества компьютерных технологий». Изучаемый материал, предлагаемый в программе для воспитанников, имеет общие темы проходящий на протяжении всего курса обучения, позволяющие объединять воспитанников разного возраста в единый творческий проект.

       Со 2-го года в содержании занятий вводится раздел участие в конкурсах, для которых воспитанники разных годов обучения собираются в творческие группы и начинаю готовить проект. Проекты обусловлены не только названиями конкурса, но и идейно-смысловыми векторами воспитания и информационного развития обучающихся, представленные в названиях работ: «Святые источники земли Русской», «Святые источники земли Тамбовской», «Сыны Отечества на службе Отчизне», «Молитвами она выжила и т.д.

       Во время подготовки проектов  воспитанники получают представления о таких ценностях, как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, вера, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость. Именно эти ценности определены в качестве важнейших в программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Задача здесь состоит в том, чтобы воспитанник не только сам (с помощью педагога) открыл эти качества в героях края, но имел возможность проявить их в своей жизни.

       Метод создания проблемной ситуации дает воспитанникам возможность представить себя в роли поисковика и предложить варианты поведения во время разработки того или иного сценария. Воспитанники высказывают свои морально-этические суждения, пытаются решить нравственную проблему выбора. Предвосхищаем дальнейшее развитие событий. На занятиях мы узнаем о том, что первоначально районный центр ныне Мордовского района был в  селе Шульгино. Размышляем о том, почему во время войны не был разрушен храм Михаила-Архангела. Дети высказывают свои точки зрения. Подытоживаем: образ первого протоирея  храма Михаила-Архангела Ивана Васнева, и любовь к храму, защита в тяжёлое время означала любовь к своему Отечеству. Недаром в народе Ивана Васнева ласково называли «батюшка». Отдать жизнь за веру означало отдать жизнь за свое Отечество. Воспитанники с интересом и гордостью воспринимают информацию о том, что все исторические события, о которых они делают проекты, происходили на нашей Мордовской и соседней Токаревской земле.

        Развивая технические творческие способности, воспитанники приобретают определенные знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности в сфере компьютерного творчества, вместе с тем усваивают нравственно-этические нормы своего народа, то есть формируют личностную культуру. Получаемые в процессе подготовки и проведения конкурсов, выставок, проектов представления о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах (анализ событий представленных в проектах) способствуют воспитанию у обучающихся нравственных чувств и этического сознания. объединение является активным участником все региональных, Всероссийских и межрегиональных конкурсов связанных с историей края, бытом и т.д. Вот лишь малая часть проектов, которые были представлены воспитанниками на конкурсах различного уровня: «Святые источники земли Русской», «Святые источники земли Тамбовской», «Сыны Отечества на службе Отчизне», «Молитвами она выжила», «Мы внуки твои, Победа!», «Взгляд в прошлое» и т.д.

 Таким образом, занятие в кружке является эффективным средством формирования гражданской идентичности личности обучающихся.

Поделитесь полезной информацией: