Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»

 

   Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится, зачастую, к примитивному «натаскиванию»: воспитанников обучают необходимому объему практических умений и минимуму теоретических знаний на уровне, позволяющем руководителю воплощать «через детей» собственные творческие замыслы. Другие «педагогические проблемы», в таком случае, остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.

Преодолеть «профильную однобокость» в работе с обучающимися и организовать полноценный образовательный процесс позволит тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с обучающимися творческого объединения в системе дополнительного образования.

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления - теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории «предмета» обучающиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творческий) уровень.

Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации:

•  нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе содержательный материал (т. к. «переизбыток» информации также вреден для восприятия ребенка, как и недостаток);

•  затем отобранное содержание требует аккуратной «дозировки» для каждого учебного занятия, сохранения последовательности его изучения;

•  необходимо «перевести» профессиональное содержание «предмета» в доступную для детей данного возраста информацию, не переходя при этом на уровень примитивизма (т. е. замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);

•  следует подобрать (а зачастую изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, результативной и эффективной без увеличения ее продолжительности;

•  изученный теоретический материал требует постоянного повторения,

т. е. активизации в памяти обучающихся необходимых знаний.

Но все названные сложности в организации теоретической подготовки детей следует рассматривать как практические советы и ориентиры к действию, а не как  «непреодолимые препятствия».

Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки обучающихся, ведь все, что детям объясняют, они сразу же применяют в своей самостоятельной работе. И это естественная закономерность. Попробуем дать один практический совет: к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике - все, что делают дети самостоятельно.

Для того, чтобы сделать теоретическую подготовку обучающихся  творческого объединения  максимально результативной и эффективной, необходимо:

1.    выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать учебный процесс излишней «теоретизацией»);

2.  если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей и изложить в ходе нескольких учебных занятий;

3.   продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;

4.  при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные анализаторы);

5.  прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 «тренировочных» задания, закрепляющих изученный теоретический материал;

6.  практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не будет представления о «независимости» друг от друга теории и практики);

7.  изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили обучающиеся.

Практическая подготовка - основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, т. к. главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка обучающихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т. е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.

Попробуем выделить основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

•  основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника»);

•  знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т. д.);

•  освоение технологического процесса  (последовательности и взаимосвязанности  различных действий);

•  специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;

•  подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) продуктивной деятельности обучающихся  (изделий, моделей, танцев, спектаклей и др.).

Для того, чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:

1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т. д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;

2)   составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3)  освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов, с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», получить быстрый результат может привести к обратному эффекту - неточно освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);

4)   все освоенные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или, хотя бы, провести аналогии между тренинговыми упражнениями и выполнением практических заданий;

5)   каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до результативного конца - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т. д.;

6)   для практической работы выбирать тематику или форму максимально актуальную в реальной жизни конкретных обучающихся;

7)   не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не будет уверен в достаточном уровне ее выполнения («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).

Методы и принципы обучения  в системе дополнительного образования детей

На современном этапе развития в системе дополнительного образования детей  традиционно используют следующие методы обучения:

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

 

Методика дифференцированного обучения.

Методика индивидуального обучения.

Методика проблемного обучения.

Методика проектной деятельности.

 

Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.

 Принципы обучения зависят от обшей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Вспомним основные, сложившиеся в педагогической практике принципы:

Принцип воспитывающего обучения

Принцип научности  

Принцип связи обучения с практикой.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип доступности

Принцип наглядности         

Принцип сознательности и активности

Принцип прочности.

 

        Современная реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

На современном этапе развития системы дополнительного образования при планировании и организации образовательного процесса используют педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, а именно:

  • Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
  • Коллективный способ обучения.
  • Технологии адаптивной системы обучения;
  • Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);
  • Технология КТД;
  • Технология ТРИЗ;
  • Проблемное обучение;
  • Коммуникативная технология;
  • Технология программированного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Технологии развивающего обучения;

- Новые информационные технологии обучения  (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

- Проектные технологии в дополнительном образовании.

 

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования образовательный процесс выстраивается под каждого обучающегося.

Доклад на районный семинар 

 «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»

 

Поделитесь полезной информацией: