ГОЛУБЫЕ ЕЛИ

ЕЛЬ ЗИМОЙ

Задачи:

  • Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель»; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Зимой и летом зелена, в лесу живет она,

А на ней иголки, и коротки и колки?»

Дети: — Ель!

Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево?

Дети: На экологической тропе.

-  Ель растет в парках.

- Ель растет в лесу!

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?

Дети: Этот лес называется ельник.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в гости к ели.

Воспитатель: Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели .

- А вот и наша красавица- ель!

Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?

Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.

Воспитатель: Давайте сравним дерево ель с человеком.

- У человека — туловище, а у ели что вместо туловища?

Дети: У ели есть ствол.

Воспитатель: У человека руки, а у ели что вместо рук?

Дети:  У ели есть ветки.

Воспитатель: У человека есть ноги, а у ели?

Дети: У ели есть корни.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем дереву корни?

Дети: Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево.

Воспитатель: У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты?

Дети: Ветки и ствол покрыты корой.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна кора?

Дети:  Кора защищает дерево.

Воспитатель: Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.

- Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели, специально выращенные к празднику в питомнике)

- Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?

Дети: У ели нет листьев.

Воспитатель:  А что вместо листьев у ели?

Дети: Ветки ели покрыты иголками.

Воспитатель: А как называются эти иголки?

Дети: Хвоя!

Воспитатель: Ель какое дерево – лиственное или хвойное?

Дети: Хвойное дерево.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.

- Чем занимаются в лаборатории?

Дети:  Проводят опыты, исследования, эксперименты.

Воспитатель раздает лупы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?

Дети: Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать,внимательно рассмотреть,  понюхать).

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском.

Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.

- Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?

Дети: Ель вырастает из семян!

Воспитатель: Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.

- Из каких частей состоят семена?

Дети: Семена состоят из семени и крылышка.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем семенам крылышко?

Дети: Чтобы они могли летать!

Воспитатель: С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.

Воспитатель: А где же прячутся семена?

Дети: — В шишках!

Воспитатель: — Рассмотрите шишку:

-Какой формы шишка?

-Какого цвета шишка?

- Какая она на ощупь?

-А сейчас в шишках есть семена?

Дети: Нет, сейчас в шишках нет семян.

Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели?

Дети: Они должны попасть во влажную, плодородную почву.

Воспитатель: Гуляя по экологической тропе, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят?

Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?

Воспитатель: Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей.

Воспитатель: Ну что, пора нам возвращаться, но перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у вас спросить:

- Ель- дерево лиственное или хвойное?

- Как долго живут хвоинки на ветке?

- Хвоинки опадают или нет?

- Чем покрыты хвоинки?

- Как появляется ель?

- Каким животным и птицам помогает ель?

- Как мы можем сберечь лес?

Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад — будем пить горячий чай и вспоминать наше путешествие в гости к ели.

 

Поделитесь полезной информацией: