ЕЛЬ ЗИМОЙ
Задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель»; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
- Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Зимой и летом зелена, в лесу живет она,
А на ней иголки, и коротки и колки?»
Дети: — Ель!
Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево?
Дети: На экологической тропе.
- Ель растет в парках.
- Ель растет в лесу!
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?
Дети: Этот лес называется ельник.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в гости к ели.
Воспитатель: Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели .
- А вот и наша красавица- ель!
Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?
Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.
Воспитатель: Давайте сравним дерево ель с человеком.
- У человека — туловище, а у ели что вместо туловища?
Дети: У ели есть ствол.
Воспитатель: У человека руки, а у ели что вместо рук?
Дети: У ели есть ветки.
Воспитатель: У человека есть ноги, а у ели?
Дети: У ели есть корни.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем дереву корни?
Дети: Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево.
Воспитатель: У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты?
Дети: Ветки и ствол покрыты корой.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна кора?
Дети: Кора защищает дерево.
Воспитатель: Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.
- Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели, специально выращенные к празднику в питомнике)
- Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?
Дети: У ели нет листьев.
Воспитатель: А что вместо листьев у ели?
Дети: Ветки ели покрыты иголками.
Воспитатель: А как называются эти иголки?
Дети: Хвоя!
Воспитатель: Ель какое дерево – лиственное или хвойное?
Дети: Хвойное дерево.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.
- Чем занимаются в лаборатории?
Дети: Проводят опыты, исследования, эксперименты.
Воспитатель раздает лупы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?
Дети: Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать,внимательно рассмотреть, понюхать).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском.
Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.
- Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?
Дети: Ель вырастает из семян!
Воспитатель: Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.
- Из каких частей состоят семена?
Дети: Семена состоят из семени и крылышка.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем семенам крылышко?
Дети: Чтобы они могли летать!
Воспитатель: С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.
Воспитатель: А где же прячутся семена?
Дети: — В шишках!
Воспитатель: — Рассмотрите шишку:
-Какой формы шишка?
-Какого цвета шишка?
- Какая она на ощупь?
-А сейчас в шишках есть семена?
Дети: Нет, сейчас в шишках нет семян.
Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели?
Дети: Они должны попасть во влажную, плодородную почву.
Воспитатель: Гуляя по экологической тропе, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят?
Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?
Воспитатель: Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей.
Воспитатель: Ну что, пора нам возвращаться, но перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у вас спросить:
- Ель- дерево лиственное или хвойное?
- Как долго живут хвоинки на ветке?
- Хвоинки опадают или нет?
- Чем покрыты хвоинки?
- Как появляется ель?
- Каким животным и птицам помогает ель?
- Как мы можем сберечь лес?
Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад — будем пить горячий чай и вспоминать наше путешествие в гости к ели.