Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи, в условиях инклюзивного образования

Тэги: ЗПР, ОВЗ, ТНР, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Отчет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 городского округа Красногорск по работе академической экспериментальной площадки ГБОУ ВО МО "Академия социального управления".

Цель работы

Реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи, с учетом специфики их психического развития, механизмов, симптоматики и структуры речевого дефекта с опорой на сохранные звенья в условиях инклюзивного образования.

Задачи работы

  1. Повышение инклюзивной компетентности педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  3. Организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей, оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам и родителям (законным представителям) обучающихся с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи.
  4. Создание программного инструментария, позволяющего отслеживать динамику коррекционной деятельности специалистов.
  5. Формирование мотивации к учебной деятельности у обучающихся с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи.
  6. Обогащение социального опыта школьника: формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у обучающихся с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом; формирование коммуникативных навыков и умений.

Достигнутые результаты

  • 9 из 19 сотрудников, работающих с обучающимися с ОВЗ, являются членами Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области.
  • В период с июля по ноябрь 2018 года педагогические работники активно принимали участие в семинарах, конференциях и вебинарах различного уровня.
  • Педагог-психолог Сбитнева Наталья Юрьевна принимала участие в региональном конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог Подмосковья» в 2018 году.
  • В период с июля по ноябрь 2018 года педагогические работники активно повышали квалификацию по вопросам инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития.
  • Проведение внутришкольных мероприятий (заседаний ШМО, педагогических советов), направленных на диссеминацию педагогического опыта в рамках тематики академической экспериментальной площадки.
  • Проведена входная диагностика, выявлено, что у 78 % обучающихся встречаются 2 и более речевых нарушения.
  • Проведена работа системы сопровождения и учителей по определению индивидуальных потребностей обучающихся.
  • Разработаны и скорректированные существующие индивидуальные образовательные маршруты обучающихся согласно индивидуальным потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  • В сентябре 2018 года проведено общешкольное родительское собрание по теме «Мы разные, но мы вместе», где освещались аспекты инклюзивного образования, в том числе, на примере МБОУ СОШ №3 г. Красногорск.
  • В октябре-ноябре 2018 года проведены мастер-классы для родителей (законных представителей) обучающихся с ЗПР по вопросу применения нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ЗПР как средства повышения мотивации к обучению и социализации детей.
  • Ежедневно оказывается консультационная помощь родителям (законным представителям) специалистами системы сопровождения.
  • В рамках школьного методического объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с сентября 2018 года начала действовать служба методической и консультационной  помощи педагогическим работникам по вопросу тематики академической экспериментальной площадки.
  • За период с августа по ноябрь 2018 года были проведены внутришкольные открытые занятия, круглые столы, семинары по темам инклюзивного образования, применению нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ЗПР, имеющими ТНР, существующим и экспериментальным средствам повышения мотивации к обучению и социализации детей с нарушениями речи, совместной работы специалистов системы сопровождения образовательного процесса  и учителей по вопросу развития речи младшего школьника как одного из важнейших компонентов в структуре школьного обучения.
  • Ведется деятельность рабочей группы по вопросу разработки совместного блока диагностических методик, материалов консультативно-просветительской работы и созданию единой базы для отслеживания динамики развития младших школьников с ЗПР.
  • При проведении учебных и коррекционных занятий с обучающимися члены педагогического коллектива применяют различные нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ЗПР такие, как сказкотерапия, арт-терапия, игровая терапия, музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапимя и прочие формы для повышения мотивации к обучению и социализации детей.Участие обучающихся в массовых мероприятиях разных уровней, конкурсах.
  • Совместное обучение детей  с ЗПР и нормотипичных детей в рамках дополнительного образования.

Участие в научно-методических мероприятиях, отражающих деятельность академической площадки

  1. Международный симпозиум "Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия" - сертификат.
  2. V Международная научно-практическая интернет-конференция "Непрерывное образование специалистов в современных условиях: новый дизайн" - сертификаты.
  3. Круглый стол «Психолого-педагогическое 
    сопровождение и организация коррекционно-развивающей работы с 
    обучающимися с ОВЗ и инвалидностью» в рамках V Международной 
    научно-практической конференции «Научное обеспечение 
    практико-ориентированного сопровождения воспитания и обучения лиц с 
    ограниченными возможностями здоровья» - сертификаты на оформлении.
  4. Всероссийская научно – практическая конференция 
    «Междисциплинарный подход как условие успешной интеграции и реабилитации 
    детей с особенными образовательными потребностями» в рамках Всероссийского форума «Лидер в образовании» - заочное участие, статьи на стадии публикации. 

Поделитесь полезной информацией: