v.2. Участие в проектах...

Автор: Bairma

Участие в проектах...

" Я могу преуспеть в жизни!" или как помочь ребенку получить удовольствие от чтения. Заочный региональный конкурс социальных проектов посвященных десятилетию детства "Разноцветное детство", 2019

"Зона комфорта"/зона проектной, исследовательской работы в школьной библиотеке
Новая роль библиотек в образовании /Фонд М.Прохорова, 2019

"Медиа-улигеры " устами школьника./Устные истории как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
http://www.prokhorovfund.ru/, 2015

"Школа семейного чтения"/Родительский всеобуч
Фонд Михаила Прохорова, 2011

Проект "Медиа улигеры

«Медиа-улигеры»  устами школьника.

Устные истории как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

 

Описание проблемы. Наши дети достаточно хорошо  осваивают школьную программу,   но в плане «социализации, профессиональной ориентации, формирования экологической культуры»(6) есть проблемы.  Ребенок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и, конечно же, школы. И оказывается, что этот ребенок не  совсем умеет принять  на себя ответственность; не умеет критически мыслить, доносить свою мысль; у него низкая культура поведения, общения; не сформировано чувство патриотизма. Вполне себе современный «портрет» ребенка.  Нам всем  не очень нравится этот  портрет,  и мы бы хотели изменить ее в лучшую строну. Как?

Цель - создать библиотеку  «цифровых историй» как ценностный ориентир, пример  для всего школьного сообщества, как желаемый «портрет» школьника.   

Задачи:

  1. Создать рабочую группу (творческий коллектив): тьютор, завуч по воспитательной работе, школьный библиотекарь.
  2. Разработать программу курса по подготовке к проектной деятельности «Устные истории как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся» на 2015-2016 учебный год.
  3. Изучить руководителю и тьютору  технологию  сторителлинга, освоить сервисы для создания «цифровых историй».
  4. Организовать творческую и проектную деятельность; обучить технологии сторителлинга, ИКТ сервисам учащимся 8 класса; развить навыки работы с текстом.
  5. Приобрести оборудование для создания «цифровых историй».

 

Проект разработан в соответствии со школьной «Программой воспитания и развития личности» (2012-2016гг)(5). В 2014г в школе разработан инновационный проект  «Событийный формат оценки достижения метапредметных результатов младших школьников»,(3) такой же  проект разрабатывается и  на  вторую ступень основного общего образования.

«В условиях все большей ориентации современных школ на исследовательскую работу учащихся, меняется и роль библиотек  - они уже не только ресурсные центры, но и  центры образования. Школьные библиотекари должны совершенствовать навыки  работы школьников с различными видами информации, формированию у них медиа-информационной грамотности, критического мышления, организовывать творческую и проектную деятельность подростков с помощью интернет-сервисов» (8).

Уникальность данного проекта в том, что  устные истории как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся только-только входит в образовательную (школьную) среду.

Результатом будет  создание своих  «историй» по сказкам, притчам или  «историй из жизни», в зависимости от своих предпочтений, в  которых  ребята рассказывают, делятся своими «сокровенными мыслями»  на тему образования, экологии, семьи в устной «цифровой» форме, которые возможно перерастут в проекты. Работы учащихся станут ресурсом школы - «библиотеки историй». Учащиеся приобретут проектные навыки, которые им пригодятся в освоении образовательных программ в соответствии с ФГОС. Конечный результат проекта - «цифровые истории» как ценностный ориентир для всего школьного сообщества, желаемый «портрет» школьника.

Созданные школьниками «истории» в цифровой форме будут рекламироваться публиковаться в местных СМИ, издаваться в сборниках в бумажном виде, также и в электронном виде на сайте школьной библиотеки.

Возможность воспроизведения проекта, т.к.  формирование УУД отвечает требованиям воспитательных программ в любой школе.

 Партнеры. Школа успешно реализует проект по  формированию детско-взрослой общности. В ходе реализации проекта команда проекта будет тесно контактировать со школьным самоуправлением, с Управляющим советом, Фондом поддержки и развития Могойтуйской средней общеобразовательной школы. Кроме школы и родителей, бывших выпускников, будут приглашенные лица из предприятий и организаций, расположенные в п. Могойтуй, местные СМИ.

Целевая группа - учащиеся 7(8) - классов, идущие по новым стандартам. Участие в этом проекте будет  как подготовка к будущим проектам, расписанным в стандарте, приобретением навыков проектной деятельности во внеурочное время «формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования…»(6).

Основная идея проекта – Создать библиотеку «цифровых историй» как ценностный ориентир, пример для всего школьного сообщества. Реализация этого проекта возможно посредством создания и трансляции в устной и цифровой форме (технология «сторителлинг») базовых ценностей, заложенных в народном творчестве, опыте старшего поколения. Проект будет осуществляться как внеурочное занятие  по  подготовке к проектной деятельности и мероприятия событийного формата «День открытых дверей», «Встреча с выпускниками», целью которых будет раскрытие творческого потенциала школьников через трансляцию своих историй в цифровой форме.

У многих народов существовала устная традиция передачи знаний, традиций, историй из уст в уста.  И люди, которые рассказывали эти  истории назывались: сказители у русских, акыны у казахов, манасчи  у кыргызов, улигерчины у бурят-монголов. В основу любого  народного творчества заложены мораль, нравственные требования, опыт, трансформированные  в сказки, притчи, сказания.

«Сторителлинг» - это  любой целостный и связный рассказ, который передает и выражает ценности, задает определенные ориентиры жизни отдельных людей, социальных групп, местных сообществ или организаций, помогает транслировать знания и информацию и в конечном итоге вовлекает их в совместную деятельность» (4).

 «Информация гораздо лучше запоминается и перерабатывается, если она кодируется яркими визуальными образами» (2).

«Цифровой сторителлинг (Digital Storytelling)-сочетание искусства рассказывать историю с использованием разнообразных цифровых устройств (рисунки, видео, аудио и др.)».(1)

            «Цифровой сторителлинг  позволяет развить навыки  коммуникации и самопрезентации, научить ключевому умению: « вытаскивать» смысл из истории прошлого и настоящего для будущего; создавать общее  пространства общения и коммуникации; появление новых проектных идей; работу с ресурсами и их привлечение» (4).

Сроки реализации проекта:  учебный год(2015-2016г.г)

План –график работы.

время

мероприятие

Краткое описание деятельности

результат

 

сентябрь

Создать творческий коллектив в лице тьютора, завуча по УВР, педагога-библиотекаря

 Задача рабочей группы: работа над созданием программы проекта, планом мероприятий, распределением ответственных.

 

Создана рабочая группа

сентябрь

 

Разработка программы проекта «Медиа-улигеры  устами школьника».

Курс по подготовке к проектной деятельности учащихся 8  классов

Создана программа

«Устные истории как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся»

Сентябрь-октябрь

 

Пройти

самостоятельное обучение сервисам

Изучить сервисы для создания  цифровых историй

Освоены сервисы для создания историй

 

сентябрь

Приобрести оборудование

Оснащение медиа-центра

Оборудован медиа-центр

 

  Направления  и этапы работы над проектом.

Темы и направления  проектных историй. Трансформация  «трех драгоценностей»  у бурят (« гурбан эрдэни»):

-Что значит образование для меня?(пример успешной карьеры, личной жизни, пример для подрастающего поколения);

-Семейные корни, традиции (передача жизненного опыта, укрепление связи с близкими людьми, укрепление семейных отношений);

-Экологические традиции (важность экологических норм и правил, неразрывность и общность мира).

Октябрь-декабрь

 1.«Устное народное творчество» (сказки, притчи) как ценный опыт, мудрость народа. Учащиеся обращаются к устному народному творчеству, как опыту предыдущих поколений.   

 1)Устное народное творчество. Жанры.  Найти и прочитать народные сказки (по теме). Поработать с текстом.  «Старые сказки на новый лад» (подбирают сказки со смыслом, придумывают новые поучительные  сказки, озвучивают).

2)Ознакомиться с творчеством Тенчоя - выходца из Могойтуя. Поработать с текстом. Узнать, что такое притчи (мораль, нравоучения).  Проба пера - создание притч. Все оформляют  в цифровой форме.

3) Создать свои собственные  «истории» (по выбору). Сборник историй (бумажный и электронный). Тиражирование сборника.

Январь-февраль

  1. «Истории из жизни» как опыт, знание старших. Мероприятия (событийный формат): «Встреча с выпускниками», «День открытых дверей». Пригласить лиц разного возраста, разных профессий, (в том числе и недавних выпускников), которые рассказали бы свои жизненные истории. Передача жизненного опыта, поучительный (или отрицательный) пример. Вариант неформального обучения. Создать свою историю на видеокамеру. Размышления на видео школьников об образовании, экологии, семье. Создать свою историю и записать на видеокамеру.

Март-апрель. Обучение сервисам (Prezi.com, Emaze, Storybird, Narrable.com). Работа над историями, размещение на сайте, публикация сборника притч, сказок. Демонстрация  «историй» с использованием проектора.

Май. Подведение итогов проекта «Медиа-истории устами школьника». Выбор лучших работ для публикации в СМИ, на сайте. Конкурс-ярмарка идей для проектов. Вручение диплома об окончании курса по подготовке к проектной деятельности учащихся 8 кл.

 

 

Критерии оценки успешности / эффективности проекта.

Ожидаемые результаты

Критерии оценки успешности /эффективности проекта

1.Создание информационного ресурса «библиотеки истории» школы.

2.Приобретение учащимися навыков проектной деятельности, «образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности» (3).

3.Улучшение портрета школьника МОУ МСОШ №3

1.Наличие «библиотеки историй»:

коллекция медиа (цифровых) историй;

публикаций в СМИ, сборниках и на сайте;

2.Умение работать с текстом;

Наличие творческих работ с применением ИКТ  сервисов;

3.Изменение у учащихся самосознания, восприятия себя и окружающих в ходе проектной деятельности(анкетирование)

 

 

Смета проекта

Оплата труда штатных работников, участвующих в реализации проекта

№ п/п

Наименование должности

Заработная плата в месяц (руб.)

% занятости в реализации проекта

Оплата труда по проекту в месяц (руб.)

Количество месяцев

Общая сумма (руб.)

Запрашиваемая сумма (руб.)

1

Привлеченный специалист

(тьютор)

 

 

3 333,33

9

29 999,90

30 000,,01

Итого

 

 

 

 Необходимые расходы на реализацию проекта.

№ п/п

Наименование статей расходов

Стоимость единицы (руб.)

Количество

Общая сумма (руб.)

Запрашиваемая сумма (руб.)

1.

Видеокамера

20 000

1

20 000

20 000

2.

сканер

11 200

1

11 200

11 200

3

ЖК-телевизор

20 000

1

20 000

20 000

4

ксерокс

11 200

1

11 200

11 200

5

Компьютер

30 000

1

30 000

30 000

6

ноутбук

30 000

1

30 000

30 000

7

Книги краеведческого характера

400

81

32 600

32 600

8

энциклопедии

800

62

50 000

50 000

9

Книги(сказки, предания)

400

137

55 000

55 000

Итого

 

260 000

 

 

Краткая характеристика участников

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3» открыто 1 сентября 2007 г., в которой сегодня обучается 662 учащихся. Успешное решение проблемы по формированию детско-взрослой общности, позволило школе стать неоднократным  победителем Окружных образовательных Форумов в 2009 и 2010 годах среди поселковых школ, призёром краевого форума инновационных проектов «Образование - 2011», лауреатом конкурса инновационных разработок в рамках Международной конгресс-выставки «Global Education - образование без границ» в 2010 г, дважды дипломантом Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании», участником национального реестра «Ведущие образовательные учрежден России», 2010г.

Школьная библиотека. Общая площадь 102м2. Совмещенный читальный зал и абонемент. Число учащихся на 2014-2015 уч.год-662. Основной фонд-1561.Из них художественный фонд-764 экз. Справочные издания-198 экз. Методические пособия (педагогическая)-198 экз. Оборудование-1 компьютер, 1 принтер.

Директор: Цыбенова Б.В. Общая координация проекта. Цыбенова Б.В. , директор школы, Почётный работник общего образования, член Президиума «Общероссийского союза директоров школ  России».

Завуч по воспитательной работе: Дугаржапов А.Б. Руководитель творческого коллектива, координация проекта. Дугаржапов Аюр Баирович – заместитель директора по воспитательной работе, является председателем Молодежного Совета при главе Администрации МР «Могойтуйский район». Победитель краевого конкурса «Медиа-педагог» в номинации «Медиа – руководитель». Победитель Грантовых конкурсов Администрации губернатора Забайкальского края по субсидированию социальных проектов 2013 и 2014 гг. за социальные проекты: «Развитие спортивного туризма в Могойтуйском районе» в размере 444,000 т.р, «Создание центра по адаптивной физической культуре» в размере 160.000 т.р.

Руководитель проекта: педагог-библиотекарь Тудупова Б.А. Разработка проекта, осуществление проекта.

Участвовала в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании» в 2011г.с проектом «Родительский всеобуч»/школа семейного чтения.

В 2012г заняла 3 место в первом краевом конкурсе школьных библиотек, участвовала в следующих  краевых конкурсах в 2013, 2014г. В 2011г. Принимала участие с командой школьников во всероссийском конкурсе «Моя родина-центр вселенной» (команда «Звездочки Аги»). Каждый год с командой школьников участвую в сетевых межрегиональных проектах  на портале вики-сибириада (команды «Трое смелых», «Будамшу», «Забайкалочка»).

Тьютор Санданова И.Б.- к.б.н.,  преподаватель фитотерапии, автор учебно-методического пособия «Фитотерапия» с грифом Российской Федерации. Научный руководитель научно-исследовательских работ студентов и учащихся с 2009 года.

Бухгалтер  Дашиева Н.А.– расчет  сметы расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Еvent management (от англ. event - «событие») - задача событийного менеджмента -  превращение мероприятия посредством вспомогательных эффектов  в событие, которое будут вспоминать и после его окончания.

Сторителлинг- сказительство — в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём.(Википедия) .От английского to tell a story - рассказывать историю, сказку и т. п.

 «Три драгоценности» («гурбан эрдэни»)-выражение народной мудрости, приоритеты кочевого народа –«эрдэм»(образование),«гэр булэ»(семья) и «хошун мал» (домашний скот).

Улигер-жанр устной народной поэзии. Ульгэ́р или улиге́р (монг. үлгэр, бур. үльгэр) — общее название для народных сказаний в жанре героико-исторического эпоса у монголов и бурят(Википедия).

Улигерчин- сказитель, произносит свои монологи в возвышенно-романтической манере и передавали знания, традиции, историю, «упакованные» в эпос»(4).

Цифровой сторителлинг (Digital Storytelling)-сочетание искусства рассказывать историю с использованием разнообразных цифровых устройств (рисунки, видео, аудио и др.).

Литература:

  1. Герасименко О. Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения. Метод доступа: http://www.a-training.ru/sources/storytelling.
  2. Жесткова Н.К. Цифровой сторителлинг в библиотеке школы как форма представления исследований учащихся. - Школьная библиотека. Сегодня и завтра.№10/2014. с. 52-57
  3. Инновационный проект «Событийный формат оценки достижения метапредметных результатов младших школьников». МОУ МСОШ №3. 2014г.
  4. Лисицкий А. «Медиа-улигерчи», проектные истории и умение создавать будущее. - Школьная библиотека. Сегодня и завтра. №10/2014. с.47-51
  5. «Программа воспитания и развития личности. МОУ МСШ №3» (2012-2016гг)
  6. ФГОС основного общего образования (5-9кл) Метод доступа: http://минобрнауки.рф/
  7. Ястребцева Е.Н. Event-менеджмент в современной библиотеке школы. -Школьная библиотека. Сегодня и завтра. №3 /2015. с.6 4-68
  8. Ястребцова Е.Н. Роль библиотеки в ученических исследованиях. - Школьная библиотека. Сегодня и завтра. №9 /2014. с.54-61.

 

 

 

 

 

Поделитесь полезной информацией: