Кружок, факультатив v.2

Автор: Bairma

Текст

                                 Программа спецкурса

               «Занимательная ономастика и генеалогия»

 

Цель: подготовка учащихся  к восприятию и усвоению систематического

предмета истории в старших классах через вспомогательные исторические дисциплины; обучить  учащихся младшего подросткового возраста ориентироваться в исторической информации; развить интерес к исследовательской деятельности обучающихся в процессе знакомства с историей родного края, своей семьи.

 

Задачи:
1.Изучение  происхождения названия местности(топонимика.), понятие «тоонто нютаг».
Воспитание уважения к предкам, любви к своему народу, к месту своего рождения. 

  1. Изучение собственных имен, их значение и происхождение (антропонимика).
  2. Знакомство учащихся с генеалогией - наукой, изучающей историю родов. Содействие сплочению семьи, укрепление её связей между поколениями

4.Изучение основы краеведческой  исследовательской деятельности.

 

Пояснительная записка.

     Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов детей. Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения.   Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения  краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.  

     Д.С. Лихачёв писал:  «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в  сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и  школьники».   Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка.

Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Учащиеся познакомятся: с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

 

 Требования к уровню подготовки обучающихся

Будут знать и уметь- - способы изображения родословных корней, генеалогического древа;- историю создания своей семьи;- памятные даты своих близких;

-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;
-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов в ходе поисковой(исследовательской деятельности)

В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о том, где его корни и кто его предки, откуда они, и в конечном счете любить свою «малую родину», а значит и свою страну.

 
Наряду с образовательно-воспитательными задачами данная программа решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию навыков исследовательской деятельности у учащихся. Занимаясь этой работой, учащиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний.

Программа  спецкурса представляет проведение практических заданий  с  использованием  компьютерных программ по составлению родословных, а также и других форм работы. Результатом работы учащихся станет составление топонимического словаря своего села, района; генеалогического древа своей семьи, составление летописи своей семьи(фамилии

Программное обеспечение.

ЦОР(Цифровые образовательные ресурсы)  «Живая родословная»

«Family Tree»,Древо Жизни — программы для построения генеалогических деревьев.

                         Содержание программы

                 «Занимательная ономастика и генеалогия» (34 ч)

 Вводная тема.(2ч)

Раздел 1. Топонимика.(10 ч)

Раздел 2. Антропонимика(8ч)

Раздел.3.Генеалогия(14ч.)

Введение. Цели и задачи спец курса. Как историки проникают в глубь веков. Зачем изучать прошлое. Муза истории Клио и её гвардия.(Археология,палеография, историческая ономастика,нумизматика,метрология,генеалогия,геральдика) Типы исторических источников. (1ч)

Ономастика-Раздел лексикологии, посвященный изучению собственных имен, их значению и происхождению Историческая ономастика. Разделы  ономастики. Раздел1.Топонимика, которая изучает географические названия – морей, рек,гор, городов, улиц, сел и т. п . Раздел 2.Антропонимика- изучает личные имена людей и фамилии; Вводное анкетирование(1ч.)

Раздел1. Топонимика. (10ч.)

Тема 1. Наш край.  Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Составные части ономастики. Виды топонимов. (2ч.)

Тема2.Путешествие по родным местам.. Исследование онимических особенностей нашего края.  (2ч.)     

 Тема3. Организация исследовательской  деятельности по краеведению(1ч.)

 Тема 4.Методы работы с устными краеведческими источниками(2ч.)

Тема 5. Методы работы с письменными источниками(2)

Тема.6.Оформление и презентация исследования(1ч.)

Практические работы(защита проектных и исследовательских работ)

Топонимический словарь села, Могойтуйского района, округа.Топонимическая карта(словарь).

Раздел.2.Аптропонимика (8ч.)

Тема1.Имена.Смысл и значение  (2ч.)

Тема2.Появление и смысл отчества. (2ч.)

Тема 3..Пути формирования фамилий. (2ч.)

Тема 4.."Говорящие" фамилии литературных героев. (2ч.)

Раздел.3. Генеалогия(14ч)

 

Тема 1.Цели и задачи генеалогии. Родословная человека. Генеалогическое древо (Рюриковичи, Романовы, моя родословная). (2ч.)

 

Тема 2.Судьба предков. Семья в истории страны (2ч.)

Тема 3. Моя семья Версии происхождения своей фамилии. (2ч.)

Тема 4. Родственники и свойственники. (Деверь, шурин, сват и т.д) (2ч.)

 

Тема 5.Родословное древо. Генеалогическое древо своей семьи, (2ч.)

Тема 6. Методика составления таблиц до 5-7 колена,родословного древа (2ч.)
Тема 7. Работа с архивными документами(газета,журналы,фото-видео материалы; награды) (2ч.)

Практические работы (защита проектных и исследовательских работ):

 Выставка рисунков, мини-рассказов  или летопись семьи, родословных таблиц.

 

 


Тематическое планирование

 

Тематика разделов

Темы занятий(уроков)

всего

теория

практика

 

Введение(2ч)

Тема1.Цели и задачи спец курса. Как историки проникают в глубь веков. Зачем изучать прошлое. Муза истории Клио и еёгвардия.(Археология,палеография,историческаяономастика,нумизматика,метрология,геральдика) Типы исторических источников.

Тема2.Ономастика-Раздел лексикологии,посвященный изучению собственнх имен, их значению и происхождению Историческая ономастика .Дисциплина, изучающая имена собственные и фамилии в их совокупности и разделы  ономастики.

Топонимика, которая изучает географические названия – морей, рек,гор, городов, улиц, сел и т. п; Вводное анкетирование.

Антропонимика- изучает личные имена людей и фамилии; Вводное анкетирование

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

Раздел1.Топонимика(10ч)

Тема 1. Наш край.  Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Составные части ономастики. Виды топонимов.

Тема2.Путешествие по родным местам. . Исследование онимических особенностей нашего края.                                                                                                              Тема.Методы работы с устными краеведческими источниками

Тема Организация исследовательской  деятельности по краеведению

Тема. Оформление и презентация исследования

2ч.

 

 

 

 

 

2ч.

 

 

2ч.

 

 

2ч.

 

 

 

2ч.

1ч.

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

1ч.

1ч.

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

Раздел2.Антро-понимика(8ч)

Тема1.Имена.Смысл и значение 

Тема2.Появление и смысл отчества.

Тема3.Пути формирования фамилий.

Тема4."Говорящие" фамилии литературных героев.

 

2ч.

 

2ч.

 

2ч.

 

 

2ч.

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

1ч.

 

Раздел 3.Генеа логия геральдика(14ч)

Тема 1.Цели и задачи генеалогии. Родословная человека. Генеалогическое древо

Тема 2. Работа с архивными документами.

 Тема 3.Судьба предков. Семья в истории страны
Тема 4. Моя семья .Версии происхождения своей фамилии.
Тема 5. Родственники и свойственники. (деверь, шурин, сват и т.д)

Тема 6.Родословное (генеалогическое древо )своей семьи.

Тема 7.Методика составления таблиц. методика составления родословного древа.

Геральдикак как отражение

2ч.

 

 

2ч.

 

2ч.

 

2ч.

 

2ч.

 

2ч.

 

 

2ч.

1ч.

 

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

 

                          Итого:

34

 

 

 

 



 Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Бабуева Ц.Д.Культура Бурятии.М/п. –Улан-Удэ,издательство БГСХА,2005

2.Балабанов В. В дебрях названий.-Иркутск,1977

3.Байкальские легенды и предания.Фольклорные записи Л.Е.Элиасова.-У-У,Буррят.кн.изд-во,1984.

4.Белоусов Р. Из родословной героев книг.-М.,Советская Россия,1974

Борисов И.В.,Е.Н.Козина Геральдика России.-М.,АСТ.Астрель,2006.

5.Василевская В.С.Моя родословная(пособие для нач. класса).-М.:Вита-пресс,1999

6.Вики-энциклопедия (http://ru.wikipedia.org (материалы из Википедии.Свободной энциклопедии . Статья по этнохорониму)

  1. «Гербы в школе»-журнал «Юный краевед», №3/2007

8.Г.Граубин. Куда спешат тропинки.-Чита:Экспресс-издательство,2009

9.журнал «Читайка»(№№2008-2013)

10.История (раздел исторические науки). М., Аванта+,2007

11.Мишин В. Сказочные сюжеты в территориальных гербах .с. 20-23.- Юный краевед  №2/2007

12.Новицкая  М.Ю.Родная земля.-М.,Дрофа,2008.  

13.Ножей,Тулмасаан,Жэбхээхэн..Откуда произошли названия местности? –АП,19 октября 2013г(№126) .с.6.

14.Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях(Приложение к ж.Юный краевед

Пчелов Е.В.Государственные символы России.Герб,флаг,гимн.-М.,»Русское слово»,2002

15.Путешествие в прошлое своей семьи»--Открытый урок №3/2008с.83. Ревизские сказки

16.Родословная книга рода «Сагаангууд» будет переведена и издана.(Вести из с.Ага-Хангил)._АП №123(11912) 12 окт.2013г

17.Саплина Е.В.,А.И.Саплин Путешествие в историю.-Москва, Центр гуманитарного образования(ЦГО),1996г

18.Справочник личных имен народов РСФСР.-М.,1987

  1. Степные самоцветы.-Чита,Экспресс-издательство,2009

20.Щетинин Л.М.Имена и названия.-Р\на Д.,1968

21.Шойбонов Б. Реки Аги.-У-У,2003

22.Школьная библиотека №3/2007 с.

23.Языкознание. Русский язык.-М.,Аванта+.,2005

 

 программы построения фамильных деревьев: «Family Tree», «Panteon!», «Personal Ancestral File

 ЦОР(Цифровые образовательные ресурсы)  «Живая родословная»

 

Поделитесь полезной информацией: