Раздел: Социальный экологический проект

Описание проекта "Зеленая карта района"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Социальный экологический проект «Зеленая карта района»

Аннотация проекта

Проект «Зеленая карта района» был разработан в 2016 году и реализовывался в рамках мероприятий Года экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 05.01.2016 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».)

Представлен в рамках Конкурса электронных портфолио социальных проектов - одного из этапов Городского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер года - 2018».

Ф.И.О. автора проекта

Байздренко Ирина Николаевна, учитель МБОУ «Школа № 24», руководитель первичного отделения Российского движения школьников

Участники проекта

Детские общественные организации и объединения, действующие на базе образовательных учреждения Первомайского района,

волонтерские группы, обучающиеся, классные коллективы и педагоги.

География проекта

г. Ростов-на-Дону, Первомайский район

Целевая группа

Учащиеся школ и жители Первомайского района

Направление реализации проекта

Данный проект по своей направленности является экологическим, но с учетом проводимых мероприятий в рамках проекта его можно отнести к комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: благотворительное, досугово-творческое, психологическое направление и др.

Срок реализации проекта

Проект краткосрочный, рассчитан 8 месяцев

01 марта – 30 октября 2017 года

Актуальность проекта

 

Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы.

 

Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Именно поэтому проект актуален на сегодняшний день

Проект направлен на активизацию экологической деятельности школьных детских общественных организаций через формирование единой системы учета мероприятий экологического воспитания и образования учащихся в Первомайском районе города Ростова-на-Дону.

Участники проекта проводят на базе своих ОО, микрорайонов школ и в других местах природоохранную работу, которая фиксируется оргкомитетом проекта на интерактивной карте в социальной сети ВК. Каждое природоохранное мероприятие, проведенное участником проекта и подтвержденное отчетом, окрашивает на карте часть своего участка в зеленый цвет.

Задача участников проекта – сделать «зеленой» всю территорию, отведенную участнику на карте.

Проект основан на соревновательном характере.

Новизна проекта прослеживается в широком применении Интернет-ресурсов для отражения природоохранных мероприятий, проведёнными участниками проекта, масштабного освещения экологической деятельности детских организаций в СМИ.

Цель проекта

Основной целью реализации проекта активизация экологической деятельности школьных детских общественных организаций по воспитанию у детей бережного, экологически обоснованного и социально активного отношения к природе, формирования активной жизненной позиции по сохранению природных богатств, популяризация различных форм общественной работы, способствующей повышению уровня экологического просвещения.

Задачи проекта

-       анализ деятельности общественных организаций по организации экологической работы в детских коллективах;

-       выявление, поддержка и распространение современного опыта по организации экологической деятельности;

-       повышение уровня экологической культуры и экологических знаний у детей;

-       создание механизмов взаимодействия органов государственной власти с детскими общественными организациями, осуществляющими свою деятельности в области охраны природы;

-       привлечение детей к экологическому движению в защиту природы, организации исследовательской природоохранной деятельности, оказанию практической помощи природе;

-       создание оптимальных условий для творческой самореализации, интеллектуального развития, сплочения детского коллектива;

-       укрепление социального партнёрства, в т.ч. с родительской общественностью;

-       экологическое просвещение, воспитание навыков природоохранной деятельности у обучающихся;

-       поддержка и стимулирование деятельности членов ДОО

-       обеспечить непрерывность экологического воспитания в системе образования.

Этапы реализации проекта

 I. Этап первый подготовительный (мотивационно-планировочный)

с 01.03.2017г. по 21.03.2017г.

II. Этап второй основной (информационно-операционный)

с 22.03.2017г. по 15.10.2017г.

III. Этап третий заключительный (рефлексивно-оценочный)

с 16.10.2017г. по 27.10.2017г.

Партнёры проекта

Администрация Первомайского района города Ростова-на-Дону;

МКУ «Отдел образования Первомайского района города Ростова-на-Дону»;

МБУ ДО ДДТ Первомайского района города Ростова-на-Дону;

Местное районное отделение партии «Единая Россия»;

Управление благоустройства Первомайского района города Ростова-на-Дону»

Совет молодёжи Первомайского района

ДМОО «У-лица моего детства» Первомайского района города Ростова-на-Дону

Родители, учителя школ района

Другие заинтересованные ведомства.

Механизм реализации проекта

Для реализации проекта оргкомитетом разрабатывается план мероприятий, направленных на решение поставленных задач (дорожная карта проекта).

Участники проекта проводят природоохранную работу в своих образовательных организациях, в микрорайонах своих школ, в других организациях, учреждениях и местах согласно представленным в проекте направлениям работы. Сдают отчеты в штаб проекта, который отмечает их на интерактивной карте.

Управление проекта

Непосредственную подготовку и проведение осуществляет оргкомитет (штаб), который планирует программу, проводит районные массовые мероприятия, подводит итоги конкурсов.

Ожидаемые результаты

1.     Вовлеченность детских объединений в деятельность экологического содержания на основе соревновательного характера проекта, увеличение количества проводимых экологических мероприятий.

2.     В результате реализации проекта будет распространен современный опыт по организации экологической деятельности в детских общественных объединениях путем публичного освещения о проводимых мероприятиях в рамках проекта в соцсетях;

3.     Повысится уровень экологической культуры и экологических знаний у детей. Привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проблемами сформирует у них правильное отношение к индивидуальному    здоровью, к здоровому образу жизни, к экологическому состоянию окружающей среды.

4.     Будет создан единый механизм взаимодействия органов государственной власти с детскими общественными организациями, осуществляющими свою деятельности в области охраны природы, укреплено социальное партнёрство, в т.ч. с родительской общественностью;

5.     Учащиеся школ, активисты ДО будут привлечены к экологическому движению в защиту природы, к организации исследовательской природоохранной деятельности, оказанию практической помощи природе;

6.     Будут созданы условия для творческой самореализации, интеллектуального развития, сплочения детского коллектива через проявление активности

Публичность проекта

Освещение в социальных сетях https://vk.com/ecozona_1may и http://instagram.com/ekozona, на сайтах, информационных стендах школ.

Мультипликативность.

 

Дальнейшее развитие проекта

Проект перспективен, т.к. его можно реализовывать ежегодно (он не завершится никогда пока существуют проблемы экологии)

Идею можно воспроизвести на региональном уровне в рамках деятельности Российского движения школьников.

Описание проекта «Зеленая карта района»

Предисловие

Вот так на сегодняшний день выглядит карта экологической обстановки в родном городе Ростове-на-Дону...

карта Ростова.jpg

к карте ростова.jpg

А в каком районе по экологическим показателям живете вы?

Очень хочется, что бы на карте Ростова-на-Дону было больше зеленых территорий..

Заинтересованность данной темой послужила толчком к подготовке и реализации социального проекта «Зеленая карта района».

1. Постановка проблемы

Никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Именно поэтому проект актуален на сегодняшний день.

Каждый человек имеет право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Все мы хотим оставить будущим поколениям чистый воздух, почву, незагрязненные водоемы, красивые города и села. Как научить людей, а особенно современных подростков и молодых людей поддерживать это зыбкое экологическое равновесие на нашей земле?

Проблема. Можем ли мы повлиять на изменение экологической ситуации района, города?

Ответ: мы не можем уменьшить количество автомобилей, трамваев, убрать высоковольтные линии и т.д. Но мы можем уменьшить количество выбрасываемого безотчётно мусора, регулировать пользование сотовыми телефонами, оберегать братьев наших младших, ухаживать за насаждениями.

Как это сделать? Необходимо вести целенаправленную работу по экологическому образованию.

Очевидно, что в становлении экологического сознания подростков велика роль образовательного учреждения, которое может и должно воспитывать у подрастающего поколения чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Проблема экологического воспитания подростков не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Правильное экологическое воспитание позволит сформировать гармонично развитую личность с чувствами сопричастности к окружающему миру, любви к малой родине и гуманным отношением к природе, что в дальнейшем поможет предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Данный проект направлен на активизацию экологической деятельности школьных детских общественных организаций через формирование единой системы учета мероприятий экологического воспитания и образования учащихся в Первомайском районе города Ростова-на-Дону посредством реализации различных мероприятий, акций, проектов.

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Следовательно, проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Основной целью реализации проекта «Зелёная карта района» является активизация экологической деятельности школьных детских общественных организаций по воспитанию у детей бережного, экологически обоснованного и социально активного отношения к природе, формирования активной жизненной позиции по сохранению природных богатств, популяризация различных форм общественной работы, способствующей повышению уровня экологического просвещения.

Задачи проекта:

  • анализ деятельности общественных организаций по организации экологической работы в детских коллективах;
  • выявление, поддержка и распространение современного опыта по организации экологической деятельности;
  • повышение уровня экологической культуры и экологических знаний у детей;
  • создание механизмов взаимодействия органов государственной власти с детскими общественными организациями, осуществляющими свою деятельности в области охраны природы;
  • привлечение детей к экологическому движению в защиту природы, организации исследовательской природоохранной деятельности, оказанию практической помощи природе;
  • создание оптимальных условий для творческой самореализации, интеллектуального развития, сплочения детского коллектива;
  • укрепление социального партнёрства, в т.ч. с родительской общественностью;
  • экологическое просвещение, воспитание навыков природоохранной деятельности у обучающихся;
  • поддержка и стимулирование деятельности членов ДОО
  • обеспечить непрерывность экологического воспитания в системе образования.

3. Участники и условия проекта

Участники проекта: Участниками могут быть детские общественные организации и объединения, действующие на базе образовательных учреждения Первомайского района, обучающиеся, классные коллективы и педагоги.

Партнёры проекта:

  1. Администрация Первомайского района города Ростова-на-Дону;
  2. МКУ «Отдел образования Первомайского района города Ростова-на-Дону»;
  3. МБУ ДО ДДТ Первомайского района города Ростова-на-Дону;
  4. Местное районное отделение партии «Единая Россия»;
  5. Управление благоустройства Первомайского района города Ростова-на-Дону»
  6. Совет молодёжи Первомайского района
  7. ДМОО «У-лица моего детства» Первомайского района города Ростова-на-Дону
  8. Родители, учителя школ района

Условия для реализации проекта «Зеленая карта района»

Для реализации проекта необходимы следующие условия:

Кадровое обеспечение

Волонтерская группа лидеров, руководителей ДО - оргкомитет (штаб), который планирует программу, проводит районные массовые мероприятия, подводит итоги конкурсов.

Педагоги школ, старшие вожатые, занимающиеся экологической деятельностью.

Взаимодействие со специалистами, учителями при подготовке мероприятий.

Привлекается родительская общественность

Информационное обеспечение

Освещение хода реализации проекта, опыта работы участников, отчеты по мероприятиям отражаются в социальных сетях https://vk.com/ecozona_1may и http://instagram.com/ekozona, а также на информационных стендах своих ОУ, в школьных газетах, в фотоальбомах и т.п

Методическое обеспечение

Разработка сценариев, организация выставок поделок и других творческих работ.

Использование разнообразных форм деятельности

Беседы, классные часы и встречи с учащимися, экологические праздники, акции, экологические игры и др.

Финансовое обеспечение

Особых затрат проект не требует.

Используются спонсорские средства родительской общественности и благотворительные пожертвования

Материально-техническое обеспечение

Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, спортивный инвентарь и прочее материально-техническое обеспечение для проведения массовых районных мероприятий.  

Выход на Интернет-ресурсы.

Помещения

Классные комнаты, актовые залы, фойе и коридоры школ.

 

 4. Этапы реализации проекта

I. Этап первый подготовительный (мотивационно-планировочный)

с 01.03.2017г. по 21.03.2017г.

  1. Разработка механизмов реализации проекта. Изучение экологической и методической литературы по проблеме. Разработка Положения по проекту.
  2. Ознакомление участников с проектом, согласование способов совместной деятельности.
  3. Выбор оргкомитета. Распределение обязанностей и кураторства над секторами школ.
  4. Разделение территории Первомайского района на 17 секторов, закрепление того или иного ОУ за одним сектором.
  5. Создание интерактивной карты района.
  6. Проведение природоохранных мероприятий в образовательных учреждениях, эколого-просветительская, агитационная деятельность.
  7. Проведение конкурса-фестиваля молодёжного дизайнерского творчества «Социальная экологическая рекламы»
  8. Открытие Года экологии в районе (проведение мероприятия)

II.  Этап второй основной (информационно-оперативный) 

с 22.03.2017г. по 15.10.2017г.

На данном этапе планируется:

  1. Осуществление запланированных мероприятий.
  2. Диагностика результатов работы по проекту.
  3. Освещение хода реализации проекта, опыта работы участников, отражение постами отчетов ОУ по мероприятиям в социальных сетях.
  4. Корректировка проекта и условий реализации при необходимости.

Данный этап разбивается на два цикла с учетом летнего каникулярного времени:

с 22.03.2017г. по 30.06.2017г. - практическая работа по проведению природоохранных мероприятий, выездные мероприятия, патрулирование, подведение итогов 1-го практического цикла.

с 01.09.2017г. по 15.10.2017г. - практическая работа по проведению природоохранных мероприятий, выездные мероприятия, патрулирование.

 III.  Этап третий заключительный (рефлексивно-оценочный)

с 16.10.2017г. по 27.10.2017г.

  1. Исследование результативности применения данного проекта.
  2. Подведение итогов проектной деятельности и обобщение результатов.
  3. Проведение заключительного мероприятия - Молодёжного форума «Первомайский района – ЭКО-зона», награждение участников проекта.

5. Механизм реализации проекта

  1. Для реализации проекта оргкомитетом разрабатывается план мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
  2. Участники проекта проводят природоохранную работу в своих образовательных организациях, в микрорайонах своих школ, в других организациях, учреждениях и местах согласно представленным ниже основным направлениям работы.

Основные направления природоохранной работы детских организаций и объединений, участников акции:

Эколого-просветительская, агитационная деятельность, связь со средствами массовой информации:

  • организация экологических троп, постов;
  • выступление агитбригад;
  • лекции, беседы на природоохранную тему среди населения;
  • проведение экологических игр для младших школьников;
  • организация и проведение мероприятий, посвященных экологическим датам: День Земли, День воды, День леса и т.д.

Практическая помощь по проведению природоохранных мероприятий (подтверждается документально: фото, видео и т.п.):

  • очистка родников;
  • огораживание муравейников;
  • изготовление кормушек, искусственных гнездовий;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • очистка берегов рек и озер от мусора;
  • сбор макулатуры;
  • другие мероприятия.

Методическая деятельность:

разработка программ, проектов, сценариев, отражающие опыт природоохранной работы организации.

Конкурсная деятельность:

  • проведение различных тематических творческих конкурсов: рисунков, поделок, фотографий, литературных произведений природоохранной тематики;
  • участие во Всероссийских, межрегиональных, международных экологических конкурсах.
  1. После проведения экологических мероприятий в своих образовательных организациях, в микрорайонах школ участники проекта направляют в оргкомитет (штаб) отчеты о проведенных природоохранных мероприятиях в образовательных учреждениях района. Отчеты направляются в свободной форме, сопровождаются фото и/или видео материалами. Отчеты направляются в электронной форме на электронный адрес куратора – члена оргкомитета, закрепленного за образовательной организацией.
  2. В штабе создается интерактивная карта района, которая и делится на равные части среди участников акции.

Каждое природоохранное мероприятие, проведенное участником проекта и подтвержденное отчетом, окрашивает на карте часть своего участка в зеленый цвет.

Задача участников проекта – сделать «зеленой» всю территорию, отведенную участнику на карте.

  1. Кураторы школ, члены оргкомитета, отражают постами все отчеты по мероприятиям участников проекта в социальных сетях https://vk.com/ecozona_1may и http://instagram.com/ekozona
  2. Подведение итогов и определение активных участников проекта производится оргкомитетом на основании отчетов о проведенных мероприятиях в детских и молодежных объединениях с приложением фото материалов, иллюстрирующих ход мероприятия, отраженных на интерактивной карте района.
  3. После подведения итогов самые активные субъекты – участники получают сертификаты. Участники, окрасившие свой участок интерактивной карты больше всех, награждаются дипломами победителя.

6. Дорожная карта проекта.

Этапы

Сроки

Запланированные мероприятия

1 этап

с 01.03.2017г. по 21.03.2017г

03.03.2017г.

 

 

 

 

2 раза в месяц

 

01.03.2017 – 10.03.2017

До 21.03.2017

В течение периода

 

  

21.03.2017 года

Проведение совещания-семинара руководителей детских объединений, старших вожатых с целью ознакомления с проектом, согласования способов совместной деятельности. Выбор оргкомитета, который будет работать над реализацией проекта, планирует и проводит районные массовые мероприятия, подводит итоги проекта.

Заседания оргкомитета с целью распределения обязанностей и кураторства над группами школ. Разделение территории Первомайского района на 17 секторов, закрепление того или иного ОУ за одним из секторов.

Проведение конкурса-фестиваля молодёжного дизайнерского творчества «Социальная экологическая рекламы»

Создание интерактивной карты района.

Проведение природоохранных мероприятий в образовательных учреждениях, эколого-просветительская, агитационная деятельность.

Разработка сценария проведения праздничного мероприятия Открытия Года экологии в районе.

Открытие Года экологии в районе (проведение мероприятия)

2 этап.

с 22.03.2017г. по 15.10.2017г.

 

с 22.03.2017г. по 30.06.2017г.

 

с 01.09.2017г. по 15.10.2017г.

Информирование участников проекта об важных экологических датах этого или иного месяца.

Осуществление участниками проекта запланированных мероприятий на базе своих ОО, в микрорайонах школ.

Освещение хода реализации проекта, опыта работы участников, отражение постами отчетов ОО по мероприятиям в социальных сетях.

3 этап

с 16.10.2017г. по 27.10.2017г.

17 октября 2017 года

 

27 октября 2017 года

Заседании оргкомитета (штаба) проекта с целью подведения итогов проектной деятельности и обобщения результатов. Исследование результативности применения данного проекта. Планирование дальнейшей перспективы развития проекта.

Проведение заключительного мероприятия - Молодёжного форума «Первомайский района – ЭКО-зона», награждение участников проекта.

 

Возможные риски:

  1. Отказ детских объединений от участия в проекте.
  2. Неблагоприятный температурный и тепловой режимы для проведения экологических мероприятий на улице, в природе.
  3. Человеческий фактор.
  4. Учебная загруженность участников проекта, а также рабочая загруженность членов штаба, вследствие чего задержка с выкладкой постов.
  5. Несвоевременная сдача отчетности участниками проекта.

7. Ожидаемые результаты проекта

  1. Вовлечённость детских объединений в деятельность экологического содержания на основе соревновательного характера проекта, увеличение количества проводимых экологических мероприятий.
  2. В результате реализации проекта будет распространен современный опыт по организации экологической деятельности в детских общественных объединениях путем публичного освещения о проводимых мероприятиях в рамках проекта в соцсетях;
  3. Повысится уровень экологической культуры и экологических знаний у детей. Привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проблемами сформирует у них правильное отношение к индивидуальному здоровью, к здоровому образу жизни, к экологическому состоянию окружающей среды.
  4. Будет создан единый механизм взаимодействия органов государственной власти с детскими общественными организациями, осуществляющими свою деятельности в области охраны природы, укреплено социальное партнёрство, в т.ч. с родительской общественностью;
  5. Учащиеся школ, активисты ДО будут привлечены к экологическому движению в защиту природы, к организации исследовательской природоохранной деятельности, оказанию практической помощи природе;
  6. Будут созданы условия для творческой самореализации, интеллектуального развития, сплочения детского коллектива через проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий;
  7. Овладение разнообразными формами и методами экологического просвещения, воспитание навыков природоохранной деятельности, поиска знаний, формирование практических умений у учащихся школ, активистов ДО;
  8. Стимулирование экологической деятельности членов ДОО;
  9. Будет обеспечена непрерывность экологического воспитания.

 8. Практическая значимость проекта. 

  1. Привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающей экологической обстановки в районе.
  2. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.
  3. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
  4. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
  5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.
  6. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

10. Перспективы развития проекта

Проект перспективен, т.к. его можно реализовывать ежегодно (он не завершится никогда пока существуют проблемы экологии). Проект универсален, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Масштабность проекта

  • Проект может быть реализован и в меньших масштабах, в рамках одной школы с учетом составления карты микрорайона и распределения территории между классами.
  • Возможно распространение его в рамках других районов и города Ростова-на-Дону в целом в условиях сетевого взаимодействия.

Воспроизводимость идеи в других условиях

Идею можно воспроизвести на региональном уровне в рамках деятельности Российского движения школьников. Проект не требует больших дополнительных затрат, используются универсальные технологии. Возможно распространение на другие детские организации.

Поделитесь полезной информацией: