Творческий проект "Тайны бабушкиного сундучка"

Визитная карточка проекта

 

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество, должность

Байздренко Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования

 

Образовательное учреждение

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 24 имени Героя России Андрея Орлова»

Контактная информация

г. Ростов-на-Дону, пер. Обский, 7

тел. (863) 223-86-07

Описание проекта

Название проекта  

«Русская народная кукла»

Творческое название проекта  

«Тайны бабушкиного сундучка»

 

Аннотация

Данный проект нацелен на развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, коммуникативных общеучебных умений, исследовательских умений. В ходе работы над проектом дети приобщаются к национальной культуре страны, узнают историю своей семьи, развивают умение работать в коллективе.

Краткое содержание проекта

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла.

Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. В те далекие времена у куклы было другое предназначение. На Руси было поверье: если изготовить для семьи куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Когда-то кукла была не просто детской игрушкой, но и элементом праздничных обрядов, являлась символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она проста и по внешнему виду и в изготовлении, но за этим кроется что-то очень глубокое и мудрое.

Народная кукла имеет игровое и культовое значение в истории человечества и на современном уровне развития.

Проект предполагает приобщить нас к чарующему миру куклы, даёт возможность попробовать изготовить её своими руками. Знакомство с куклой позволит нам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. 

Предметная область  

Интеграция предметов: декоративно-прикладное творчество, технология, экология, экономика.

Возрастная группа

3-6 классы (9 – 12 лет)

Этапы реализации проекта

  1. Знакомство с историей возникновения народной куклы.
  2. Изучение видов кукол.
  3. Изучение технологии изготовления кукол.
  4. Изготовление обереговых и игровых кукол.

Временные рамки проекта

Для выполнения проекта необходимо 8 занятий по 2 часа, всего 16 часов.

Основа проекта

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

Определение темы проекта, основополагающий вопрос.

Определение темы исследований, формулирование частных вопросов, деление на группы. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Исследовательская деятельность и сбор материала:

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Изготовление кукол:

Изготовление игровых кукол.

Изготовление обереговых кукол

Презентации. Защита проектов. Выводы.

Дидактические цели и методические задачи

Проект «Русская народная кукла» ставит следующие цели:

  1. Познакомить с народными традициями.
  2. Научить изготовлению народной куклы.
  3. Развить умения и навыки по изготовлению народной куклы.
  4. Воспитать любовь к обычаям предков, художественный вкус.

Для достижения поставленных целей запланировано решить следующие задачи:

ü  Формирование знаний, умений, навыков по изготовлению кукол;

ü  Воспитание трудолюбия, художественного вкуса;

ü  Использование в качестве объектов труда потребительских изделий народной куклы и оформления их с учётом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;

ü  Овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции.

Итоги обучения

Учащиеся должны:

- Знать:

  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
  • историю народной куклы;
  • технологию изготовления народной куклы;

- Уметь:

  • грамотно подбирать материал, учитывая и цветовое решение;
  • вести экономический расчёт;
  • давать анализ и оценку изделия;

- владеть навыками

  • изготовления русской народной куклы
  • составления презентаций.

Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос

В чем ценность народных традиций и обрядов?

Вопросы учебной темы

1. Во что играли наши бабушки?

2. Что мы знаем о кукле?

3. Какую куклу называют народной?

4. Кто выполняет народную куклу?

5. Какова история возникновения и назначения тряпичных кукол?

6. Какие русские народные куклы вы знаете?

7. Какие ткани используют для изготовления куклы?

8. Какие ещё материалы нужны для изготовления куклы?

9. Как правильно подобрать цветовую гамму, отделку?

10. Как превратить разноцветные лоскутки в куклу?

11. Каким способом выполняется кукла?

12. Какой материал можно использовать для волос?

13. Какие материалы можно использовать для набивки?

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:

u Почему у русской народной куклы нет лица;

u Сакральное значение кукол;

u Виды кукол:

–       Куклы, связанные с возрастными посвящениями;

–       Целительские куклы;

–       Обережные куклы;

–       Обрядовые куклы;

u Возрастная специфика лоскутной куклы;

u Лоскутные куклы, лыковые, на палочках, из ниток и другие;

u Народный календарь изготовления кукол;

u Технология изготовления некоторых видов кукол

 

Презентация творческого проекта

Стартовая презентация педагога

Технологические карты

Материал для педагога по проекту

Викторина к проекту

Викторина

«Русская народная кукла»

 Предварительная подготовка: На доске прикрепляются образцы русских народный кукол. Заготавливаются карточки.

Объяснение педагога:

Посмотрите, на доске - разные куклы-обереги. Я раздам вам карточки с названиями кукол и буду читать описание одной из них. Тот, у кого карточка с названием данной куклы, подходит к доске, выбирает нужную куклу и прикрепляет под ней карточку.

  • Ножницы были очень дорогие, поэтому ткань рвали. Делали такую куклу из поношенных тканей. Информация получена от жителей Пряжи. (Рванка.)
  • Эту куклу вешали в детскую кроватку. Это оберег для ребенка и игрушка. (Куватка.)
  • Эти куклы очень красивые, делали из простых и дорогих тканей. Ткань закручивали в столбик. Поэтому эту куклу еще называли столбушкой. (Закрутка.)
  • Эту куклу можно увидеть в этнографическом музее г. Санкт-Петербурга, а носит она название одного из народов, проживающих в Карелии. (Вепсская.)
  • Эта кукла необычная, в виде мешочка с зерном. Ее дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба. Ее нельзя передаривать. (Зернушка.)
  • Какая карточка осталась? (Куклы-лихорадки.)
  • Что вы о них знаете? (Их двенадцать. Пеленали как младенцев, сшивали в одну полосу, прятали за печку. Оберег от болезней.)

Поделитесь полезной информацией: