РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Педагогические науки

Современные методы преподавания

Криница И.Ю.

ГОУ ЛНР «Алексеевская гимназия имени Б.Гринченко»

Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности детей.

 

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия для реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением мотивации к изучению предмета, побуждением к говорению и проживанию заданной ситуации. Такие игры развивают умение аргументировать и убеждать собеседника, используя изученную лексику и грамматические конструкции.

Ролевая игра имеет три аспекта:

- речевой (формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся);

- игровой (учащиеся выступают в определенной роли в процессе игры и учебный характер игры ими часто не осознается);

- учебный (обучение устной речи, в первую очередь – диалогическому общению).

Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, формируется учебное сотрудничество и партнерство. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны   слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

Согласно методике  Маслыко Е.А., выделяется  три  этапа  в  проведении  ролевой  игры: подготовительный этап (введение в ситуацию, снабжение необходимым лингвистическим материалом), собственно, ролевая игра и заключительный этап, на котором происходит рефлексия и/или обсуждение поднятой в ролевой игре темы.

Для успешного использования ролевой игры преподавателю необходимо убедиться, что соблюдаются следующие основные моменты:

-учащиеся должны быть информационно и лингвистически подкованы адекватным ситуации общения материалом, чтобы обеспечить эффективность использования метода и исключить возникновение барьера и негативного отношения к происходящему на уроке;

-учащиеся должны хорошо понимать, какова ситуация общения, а для этого необходимо ее уточнить перед началом игры;

-для лучшей и более быстрой адаптации учащихся к ситуации общения желательно создать атмосферу при помощи различных мультимедийных средств  и подходящего реквизита;

-учащимся необходимо четко представлять себе цель игры и ее содержание;

-учащиеся должны попытаться войти в роль и прожить ее, а для этого понадобятся так же и эмоциональные экспрессивные речевые модели.

Все это является задачами этапа, подготавливающего ролевую игру. Проведение ролевых игр предъявляет особые требования к стилю педагогического общения, к умению преподавателя пользоваться мимикой, голосом, к умению создать атмосферу, в которой учащиеся должны чувствовать себя свободно, исполняя роли, как они их понимают, участвовать в игре. Мы  не просто задаем ситуацию, но уточняем роли, с позиции которых кадеты говорят и действуют. Ролевую игру мы используем на разных этапах изучения языкового и речевого материала: на этапе тренировки (элементы ролевой игры или маленькие игры), на заключительном этапе работы над темой или несколькими темами (ролевая игра – урок).

Так, ролевая игра стала прекрасным способом закрепить достаточно сложный лексический и исторический материал, освещающий период возрождения современных Олимпийских игр и вклад Пьера де Кубертена в это великое дело. Игра была представлена на заключительном занятии по английскому языку по теме «Спорт» в 6 классах. Дети были ознакомлены с личностью и вкладом барона Пьера де Кубертена в возрождение Олимпийских игр. Учащиеся также ознакомились с содержанием основных моментов, касающихся современных Олимпийских игр, которые были оговорены во время международного конгресса, и узнали, как переводятся многие  важные для Олимпийской истории названия на английский язык. После этого ученики смогли сами почувствовать себя частью истории и одновременно потренировать соответствующую лексику на иностранном языке в ролевой игре «Международный конгресс за возрождение Олимпийских игр». Учащиеся получили карточки, где было указано, чью роль они исполняют и что они должны сказать, следуя своей роли. Конечной целью ролевой игры было установить и зафиксировать основные моменты, касающиеся современных Олимпийских игр, и единогласно проголосовать за их возрождение. При этом роли распределялись дифференцированно. Ученикам более подготовленным предлагались роли посложнее – например, сыграть самого Кубертена или представителей разных стран, каждый из которых должен был внести свое предложение и поучаствовать в обсуждении уже выдвинутых предложений, а, следовательно, и в составлении Олимпийской хартии. Более «слабым» ученикам предлагались роли присутствующих на конгрессе журналистов, секретаря и т.п.

Пример карточки для более сложной роли:

You are Pierre, baron de Coubertin.

Tell the others your ideas about the revival of the Olympics. Say, that it may help to make peace in the world and stop wars. It also will make the idea of perfect body and soul popular. Ask them about their opinion on that. Name the first IOC president and explain why  you choose him. Offer to make the Olympic charter and let the secretary write down the main points.

Useful phrases:

Dear sirs and madams! I’m happy to declare the Congress open.

We gathered today to… - Сегодня мы собрались, чтобы

I vote for/against … - Я проголосую за/против…

Let’s discuss the Olympic Charter.

 

Пример карточки для более простой роли:

You are the Reporter from “Revue de Paris”.

You begin in the end. Introduce yourself. Ask the members of the Congress about the results of their discussion, the things that will be in the Olympic charter, the meaning of the IOC and who will be the president there.

Useful phrases:

What have you decided on …  - К какому решению вы пришли насчет…

will be revived – будут возрождены

Isnt it wonderful? – Разве это не замечательно?

 

Таким образом, новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором преподаватели все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить использование ролевых игр в учебном процессе.

Литература:

  1. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, Вышэйшая школа, 1997.
  2. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Преподавание иностранных языков в школе. 1987. № 3.
  3. Интернет ресурсы: www.tfl.gov.uk

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

1 отзыв