Раздел: ДПП ПП "Специалист в области физической культуры и спорта"

Словарь психолого-педагогических понятий курса "Специалист в области физической культуры и спорта"

Текст

Психическая саморегуляция – это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов, соответствующих мысленных образов, представлений и воображения.

Гетерорегуляция – это воздействие на спортсмена со стороны (тренер, психолог, врач).

Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта.

Компетенция — динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.

Компетентность — целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций.

Профессиональная компетентность спортивного педагога — владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Педагогическое воображение — способность предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая перспективы их развития.

Аттестационные способности — умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно.

Двигательные способности - умение выполнять физические упражнения.

Дидактические способности — способности передавать учебный материал, делая его доступным.

Академические способности — способности к изучению соответствующей области наук (теории физической культуры, медико-биологического знания, психолого-педагогические).

Перцептивные способности — талант проникать во внутренний мир ученика.

Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики.

Организаторские способности — умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач.

Авторитарные способности — умение непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности — способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.

Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Средства обучения — предметная поддержка учебно-познавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения.

Урок — такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Метод воспитания — путь достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки заданных качеств.

Методы убеждения — систематическое и последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие как воспитателя, так и воспитанников.

Требования — метод воспитания, с помощью которого нормы поведения выражаются в личные отношения, вызывают стимулирование или тормозят определенную деятель-ность воспитанников и проявление у него определенных качеств.

Средства воспитания (по А. А. Сидорову) — виды деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания (общение, трудовая, общественная, познавательная, игровая деятельность, физические упражнения, военная служба, искусство).

Самостоятельность — осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи (самостоятельные занятия, осуществление намеченного плана).

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности и поведения.

Самовоспитание спортивного педагога — активная целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанной потребностью отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.

Технология обучения (с греч. techne — искусство, logos — учение) — совокупность научных методов, способов, приемов, форм и средств, реализуемая определенным образом и в определенной последовательности в интересах повышения эффективности дидактического процесса.

Методика обучения (греч. metodicos — движение вперед, путь к достижению) — совокупность методов или способов целесообразного проведения какой-либо работы.

Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

Инструктирование — конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

Проблемное обучение — систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.

Проблемная ситуация — начальный момент мыслительного процесса обучающихся, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить.

Проблемная задача — способ выполнения и результат, которые учащимся заранее не известны, но позволяют самостоятельно найти способ выполнения этой задачи.

Физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Физическое воспитание - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Физическая подготовка - процесс развития, совершенствования двигательных навыков и физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием либо естественных условий (питания, труда, быта), либо целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Физическое совершенство – это исторически обусловленный высший уровень всестороннего физического развития и двигательной подготовленности человека, оптимально приспособленного к требованиям и условиям жизнедеятельности.

Спорт - это вид физической культуры: игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, уровень развития двигательных навыков и физических способностей (качеств).

Физическая рекреация - вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Двигательная реабилитация - целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Физкультурное движение - это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры.

Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

Адаптивная физическая культура — это область физкультурной деятельности, в сфере которой решаются задачи адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями с помощью средств и методов физической культуры.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве.

Направление движения – это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.).

Амплитуда движения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда.

Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения.

Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, "прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и т.д.

Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога, позволяющая организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность обучаемых по освоению двигательных действий, направленному развитию физических способностей и формированию свойств личности.

Методический подход - способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление - это один из путей методики обучения двигательным действиям или развития физических способностей, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Двигательный навык - это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, без активной роли мышления.

Нагрузка - это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Объем нагрузки - это длительность выполнения физических упражнений или суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц и т.д.).

Интенсивность нагрузки - это сила воздействия физической работы на организм человека в конкретный момент (степень концентрации объема нагрузки во времени).

Срочный (ближний) эффект - изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту завершения занятия.

Кумулятивный (накапливающийся) эффект - процесс наслоения эффекта каждого предыдущего занятия на эффект последующего, в результате которого возникают глубокие адаптационные перестройки в организме, и происходит перевод органов и структур на качественно новый функциональный уровень.

Трансформированный (отставленный) эффект - изменения в состоянии организма, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия до начала очередного занятия.

Мышечная сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Спортивная тренировка — это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности.

Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях.

Тактическая подготовка – умение спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы с учётом особенностей избранного вида спорта, своих индивидуальных способностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Тактические знания – представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения – форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий.

Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Интегративная подготовка - направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства: технической, физической, тактической и психологической подготовленности.

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивная ориентация - система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Способности - это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение.

Программа спортивной подготовки - программа поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.

Федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Спортивные сборные команды - это коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта созданные для подготовки к официальным соревнованиям соответствующего уровня.

 

 

 

Поделитесь полезной информацией: