Раздел: Социальный проект "Читаем вместе"

Описание проекта

Аннотация к проекту

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку.

 Читать должно быть интересно»

А. Н. Толстой.

 

     Есть одно чудо света очень удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: - Научить. Посоветовать. Рассказать. Это - книга.

     Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю.

     Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

    Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом  которого является совместное прочтение произведения литературы. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

     Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

     Семья – начало всех начал, это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. Семья – это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. И здорово, если семья читающая, и книге в ней уделяется большое внимание.

    Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.

    Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки, от чтения довольно сильна и проявляется она в мировом масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.

    Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

    В каждом доме есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы. Каждая семья  трепетно и бережно относится к памяти своих предков. Члены семьи могут много рассказать трогательных историй  о старинных семейных фотографиях, иконах, которые стали свидетелями нелегких времен  гражданской и Великой Отечественной войн и служили оберегами семей.  

 

Паспорт проекта

Название проекта

Социальный проект «Читаем вместе»

Аннотация проекта

Проект «Читаем вместе» был разработан и реализовывался волонтерской группой личностного направления первичного отделения ООГ ДЮО «Российское движение школьников» в МБОУ «Школа № 24» в рамках Конкурса электронных портфолио социальных проектов - одного из этапов Городского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер года - 2018».

Ф.И.О. автора проекта

Голышко Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, координатор личностного направления первичного отделения РДШ.

Участники проекта

Волонтерская группа лидеров первичного отделения РДШ, учащиеся МБОУ «Школа № 24».

География проекта

г. Ростов-на-Дону, Первомайский район

Целевая группа

Учащиеся 5 классов МБОУ «Школа № 24»

Направление реализации проекта

Данный проект по своей направленности является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: благотворительное, духовное-нравственное, досугово-творческое и д. р.

Срок реализации проекта

Проект краткосрочный

22 января – 19 февраля 2018 года.

Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы.

 

Актуальность проекта

В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет...". Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка.

   Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Цель проекта

Основной целью данного проекта является возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.

Задачи проекта

1.     Знакомство детей с традициями проведения. Приобщать детей и родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.

2.     Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3.     Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

4.     Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.

5.     Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.

6.     Воспитывать бережное отношение к книге.

7.     Повышение посещаемости библиотеки;

8.     Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта

9.     Повышение авторитета читателя.

10.  Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения.

11.  Развивать у учащихся мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к русской словесности.

Этапы реализации проекта

Этап первый (мотивационно-планировочный) – 22 января – 26 января 2018 года

Этап второй (информационно-операционный) -  29 января – 15 февраля 2018 года

Этап третий (рефлексивно-оценочный) - 16 февраля по 19 февраля 2018 года.

Партнёры проекта

Родители, педагоги школы

Механизм реализации проекта

Проект запланирован как краткосрочный.

Реализация проекта рассчитана на проведение подготовительных мероприятий, реализации мероприятий блоков проекта.

Управление проекта

Управление осуществляется через Штаб первичного отделения РДШ,  куратора проекта, творческую группу, в которую входят лидеры РДШ и специалисты (учителя литературы, библиотекарь, классные руководители).

Ожидаемые результаты

  • Учащиеся воспримут посещение в библиотеку как приятное времяпрепровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга;
  • Приобретут дополнительные навыки работы с фондом;
  • Смогут самореализоваться и повысить свой авторитет  среди сверстников;
  • Приобретут навыки командной игры;
  • Почувствуют значимость своего вклада в общее дело по формированию и сохранению фонда библиотеки.
  • Увеличится число родителей, читающих вместе с детьми.
  • Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.
  • Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.
  • Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.
  • Повысить уровень мотивации семейного чтения.
  • У учащихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае кубанских писателей.
  • У учащихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
  • Будут объединены усилия родителей, школьной библиотеки, педагогов по повышению престижа чтения. 
  • Будет обобщен и далее распространен на базе МБОУ «Школа № 24»  опыт, выработанный в ходе реализации этого проекта.

Публичность проекта

Освещение на информационных стендах первичного отделения РДШ и школы, в соцсетях, на сайте школы.

Мультипликативность.

 

Дальнейшее развитие проекта

Проект перспективен, т.к. его можно реализовывать ежегодно, т.е. он не завершится никогда. Каждый год приобщать новые параллели учащихся для развития данного проекта.

Актуальность проекта

В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет...". Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка.

Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Новизна: учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству.

Гипотеза: учащиеся, выполняя творческие задания, будут читать книги, предлагать свои варианты творческих работ.

Практическая значимость проекта

Семейное чтение - это не только великолепная возможность провести время в кругу, повысить технику чтения, узнать и познать новое, но и очередной шаг на пути к духовному росту ребёнка. Семейные проекты учат сотрудничеству, умению идти на компромисс, радоваться победам других и своим.

Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени.

Цели проекта

  • Возродить традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.
  • Активизировать детское чтение, как важнейший фактор развития культуры подрастающего поколения
  • Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.

Задачи проекта

  • Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  • Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  • Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
  • Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.
  • Повышение посещаемости библиотеки;
  • Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта
  • Повышение авторитета читателя.
  • Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения.
  • Развивать у учащихся мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к русской словесности.

Целевые группы

  • Учащиеся 5 классов МБОУ «Школа № 24»;
  • Родители учащихся 5 классов МБОУ «Школа № 24»

Продолжительность проекта:

С 22 января 2018 года по 19 февраля 2018 года

Ожидаемые результаты

  • Учащиеся воспримут посещение в библиотеку как приятное времяпрепровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга;
  • Приобретут дополнительные навыки работы с фондом;
  • Смогут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников;
  • Приобретут навыки командной игры;
  • Почувствуют значимость своего вклада в общее дело по формированию и сохранению фонда библиотеки.
  • Увеличится число родителей, читающих вместе с детьми.
  • Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.
  • Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.
  • Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.
  • Повысить уровень мотивации семейного чтения.
  • У учащихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае кубанских писателей.
  • У учащихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
  • Будут объединены усилия родителей, школьной библиотеки, педагогов по повышению престижа чтения.
  • Будет обобщен и далее распространен на базе МБОУ «Школа № 24» опыт, выработанный в ходе реализации этого проекта.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап –

с 22 января 2018 года по 26 января  2018 года

 

 

 

 

2 этап

с 29 января 2018 года по 15  февраля  2018 года

3 этап

с 16 февраля 2018 года по 19 февраля 2018 года

Этапы работы над проектом

Блок «По страницам любимых книг»

29 января по

2 февраля 2018 г.

 

 

 

Блок «Родительские чтения»

5 февраля по

 9 февраля 2018 г

 

 

 

Блок «Библиотека. Книга. Семья»

12 февраля по 

19 февраля 2018 г.

  • Знакомство родителей учащихся 5-х классов с содержанием и заданиями проекта.
  • Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта.
  • Выявление информационных потребностей родителей.
  • Составление графиков проведения мероприятий.
  • Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.
  • Разработка и выпуск буклетов, анкет.
  • Предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, которая позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
  • Подведение итогов проекта. Анализ успешности реализации проекта.

 

 

  • Анкетирование детей «Как мы читаем».
  • Конкурс презентаций «Мы читаем дома».
  • Конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”, «Моя семья и книга».
  • Цикл чтений “Слушаем книжку”.
  • Литературный театрализованный праздник «По страницам любимых книг»
  • Викторина «Вопрос ответ о любимых литературных героях».
  • Конкурс «Читай город».
  • Благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке»
  • Анкетирование родителей 5-х классов «Как мы читаем?»
  • Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”.
  • Консультирование родителей по организации домашней библиотеки.
  • Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.
  • Праздник
  • Участие учащихся 5-х классов и их родителей в акции по бережному отношению к книге «Живи книга».
  • Разработка и оформление книжной выставки «Читаем всей семьей» с использованием различных форм.
  • Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
  • Рекламирование новых книг для учащихся
  • Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
  • Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

Поделитесь полезной информацией: