КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Карта посещения   урока  директора _______________

Дата посещения __________________      Учитель _______________________

Предмет ______________________________      Класс  __________________

Цель посещения ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Урок по расписанию 1, 2, 3, 4, 5, 6.

(оценки по 3 – балльной системе, или подчеркивание)

1

Тема урока

 

5.

Задачи  урока, пост. перед детьми

 

6.

Вид урока

Комбинированный, закрепление, изучение новой темы, обобщение, зачет,  другое или  нестандартный ___________

7

Форма урока

Традиционный, исследование, аукцион, игра, путешествие, семинар, зачет, другое _________________________________

8.

Начало урока

Приветствие  ____, проверка готовности к уроку___

9.

Этапы урока

Опрос ____ мин, актуализация знаний ____ мин, новый материал ___ мин, закрепление____ мин, домашнее задание ____ мин.

10.

Готовность учителя к уроку

Наличие плана ____, продуманность методов, приемов ____,  теоретические знания ___, логика изложения, научность

11.

Характер педагогического общения на уроке

1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. __2. Обращение к ученикам по имени. __3. Поддержка учеников улыбой, прикосновениями и т.д. ___ 4. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе ___ 5. Стиль общения: авторитарный; сотрудничество, при ведущей деятельности учителя; совместная работа.

12.

Валеологический аспект

1. Гигиенические требования к кабинету.__ 2. Поза учащихся, контроль осанки.__ 3.  Интеллектуальная активность учащихся __  , 4. наличие эмоциональных пауз ___,                        5. Чередование позы учащихся ___

13

Организация внимания

Урок начинается со стимулирующего введения __, в течении урока меняются формы учебной деятельности___  ; учитель «держит» внимание детей ___  

14.

Организация повторения основного материала курса.

А. повторение спланировано ___, Б. в работу на повторение включаются слабые ученики ___, повторение проводится на уровне воспроизведения ___, повторение проводится на уровне систематизации и обобщения знаний ___, повторение проводится в измененной ситуации ___.

15.

Формы контроля

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

16.

Методы контроля знаний, умений, навыков, способов деятельности.

Устные (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, игровые моменты, ___________ )

Письменные (тестирование, ответ на вопрос, решение задач, упражнений,  ___________)

Культура устной речи (отвечать на вопросы, ставить вопросы, вести диалог, пересказ, рассуждение, умозаключение, умение слушать и слышать)

17.

Уровень изложения

Проводится подготовка учащихся к воспроизведению нового материала ___, в материале выделены наиболее трудные места ___, содержание объясняется ясно и дается с помощью подходящих и понятных учащимся слов ___, ключевые моменты отражены на доске ___, приводятся аналогии и примеры___

18.

Используемые методы

Объяснительно – иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы) Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой) Проблемно – сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах. Объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов). Частично – поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор предметов подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое). Исследовательские (работа с текстом по поиску, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности). Другие _______________________________

19.

Методы и приемы как инструмент развития личности

Прием актуализации субъектного опыта, проблемные (проблемное изложение, частично – поисковое, исследовательский); диалоговые; игровые; рефлексивные; практические; индуктивные; дедуктивные; создание ситуации выбора и успеха;

 

Реализация компетентностного подхода

1. Социальные -

2. Поликультурные –

3. Коммуникативные –

 4. Информационные –

5. Саморазвитие и самообразование –

6. Продуктивной творческой деятельности.

20.

Темп урока

Очень плотный, плотный, средний, не высокий, очень медленный

21.

Оценка учеников

Система оценивания ____________________________________________________ Оценка не связана с личным отношением учителя к ученику ___, выставляя оценку, учитель объясняет ее__, учащиеся поощряются за конкретную работу __, деятельность учащихся не остается без внимания учителя ___.

22

Учащиеся на уроке

Активность – высокая, средняя, низка. Интерес учащихся, увлеченность _____. Уровень знаний – восприятие __, осмысление ___, запоминание ___, применение в сходной ситуации ____, в новой ситуации____.

23

Использование средств обучения

Наглядные пособия (таблицы, карты, схемы, картины),

Дидактические материалы (карточки, ______________)

24

Мотивация на уроке

1. постановка цели, планирование, рефлексия. __  2. Через осознание необходимости изучаемого  ____ 3. Использование игр ___, состязательности ____.  4. Через успешность ___. 5. Через отрицательные последствия ___. 6. Через формирование ответственности («должен») ____ 7. Через одобрение деятельности ____. 8. Через интерес к новому ___. 9. Через индивидуальные, творческие задания ____. 10 Через самостоятельную работу школьников ____. 11. Через анализ собственных результатов ____. 12. Другое __________________

25

Развитие интеллектуальной активности и самостоятельности

Познавательный интерес (задания: дифференцированные, эмоционально – привлекательные, с недостающими и лишними данными, творческие задания); Самостоятельная работа: по заданному образцу, по правилам, конструктивные, требующие творческого подхода). Различные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, общеклассная). Задания на развитие дивергентного мышления, конвергентного мышления.

26

Воспитательный потенциал урока.

 

27

Межпредметные связи.

 

28

Композиция урока

Логичность в подаче материала _____, наличие выводов и обобщений ____, четкость переходов от одного этапа к другому ___, завершенность, итог урока ______.

29

Этапы урока

Организационный момент, мотивирующее начало, этап проверки д.з., этап актуализации с.опыта, изучение нового материала, первичная проверка знаний учащихся и способов деятельности, закрепление знаний и способов деятельности, применение знаний и способов деятельности, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, этап коррекции, этап информации о домашнем задании, этап рефлексии.

30

Уровень усвоения информации

Репродуктивно – ученический, репродуктивно – алгоритмический, продуктивный, продуктивно - творческий

31

Домашнее задание

Дается инструктаж __, даются задания на повторения __, дается индивидуальное задание __, соответствует содержанию урока __, перегрузка домашним заданием___

32

Урок окончен

Вовремя ___, после звонка ____.

 

ВЫВОД. _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________                       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РЕКОМЕНДАЦИИ: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  

Дата  __________________  Подпись учителя ____________________________

 

 

Системный анализ урока (по Симонову В.П.)

Показатели оценки урока

Мах 4б.

Рекоменд.

1. Личные качества учителя

 

 

1.1. Знание предмета и общая эрудиция

 

 

1.2. Уровень педагогического и методического мастерства

 

 

1.3. Культура речи, ее образность, эмоциональность

 

 

1.4. Чувство такта и демократичности во взаимоотношениях с учащимися

 

 

1.5. Внешний вид, мимика, жесты

 

 

2. Особенности учебной деятельности учащихся

 

 

2.1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность

 

 

2.2. уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков

 

 

2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых)форм работы в ходе урока

 

 

2.4. Проявление дисциплинарности, организова-ти и заинтерес-ти в данном уч. предмете во время занятий

 

 

3. Содержание изучаемого материала

 

 

3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета

 

 

3.2. Актуальность и связь с жизнью (теория с практикой)

 

 

3.3. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации

 

 

3.4. Оптимальность об’ материала, предложенного для усвоения объема материала, предложенного для усвоения

 

 

4. Эффективность преподавания

 

 

4.1. Рациональность использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятий

 

 

4.2. Целесообразность использования наглядности и ТСО

 

 

4.3. Рациональности и эффективность методов и организационных форм работы

 

 

4.4. характер обратной связи с учащимися

 

 

4.5. Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков

 

 

4.6. Степень эстетичного воздействия урока на учащегося

 

 

4.7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке

 

 

5. Цели и результаты проведенного урока:

 

 

5.1. Конкретность, четкость, лаконичность формулировки цели урока

 

 

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели

 

 

5.3. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)

 

 

5.4. Воспитательный эффект

 

 

5.5. Воздействие урока на развитие учащихся

 

 

ИТОГО:

 

 

Технология системного подхода к анализу урока:

4б – отлично  3б – хорошо  2б – удовл. 1б – неуд.

максимальное возможное кол-во баллов - 100 (25*4)

3.у=98%+1=99б  85-100 баллов - урок отличный

 65-84 баллов - урок хороший            45-64 балла - урок удовл.

 

Схема анализа воспитательного  мероприятия

  1. Общие сведения
  • Название мероприятия.
  • Дата и место его проведения. Кто проводит?
  • Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
  • Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
  • Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
  • Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.

  1. Анализ подготовки мероприятия
  2. 1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.
  3. Методика подготовки мероприятия:
  • планирование,
  • разработка,
  • участие в них детей.
  1. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия 

  1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?
  2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?
  3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?
  4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
  5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?
  6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:
  • Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  • Этика труда, художественная деятельность;
  • Эстетика поведения.
  1. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.
  2. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
  3. Общая оценка воспитательного мероприятия
  4. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?
  5. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
  6. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
  7. Анализ деятельности классного руководителя
  8. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?
  9. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?
  10. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
  11. Способствовало ли или мешало психическое состояние классного руководителя проведению воспитательной работы и почему?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Самоанализ проведенного урока

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

 

1.       

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

2.       

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?          

 

3.       

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

4.       

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля

§  при опросе

§  при изучении нового материала

§  при закреплении

§  при обобщении изученного       

 

5.       

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?       

 

6.       

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

7.       

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

составление опорных схем, конспектов

использование обучающих программ;

составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

8.       

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

9.       

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

10.   

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

11.   

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 

 

Поделитесь полезной информацией: