Пояснительная записка к выбору темы научно-исследовательской работы (диссертации)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к выбору темы научно-исследовательской работы (диссертации)

1 Актуальность темы диссертационного исследования

Социально-экономические реформы в России нацелены на создание эффективных рыночных механизмов. Одним из приоритетных направлений развития современной экономики является повышение ее конкурентоспособности, а в решении этой задачи очевидна первостепенная роль транспорта, так как без устойчивой работы транспортно-логистической системы, без стремительного развития транспортной инфраструктуры, внедрения эффективных логистических схем доставки продукции, в том числе, и сельскохозяйственной, невозможно гарантировать снижение риска хозяйственной деятельности.

 Несмотря на успешное развитие в России транспортной логистики как науки, научные исследования в этой научной области находятся все еще на стадии становления. Многие важные проблемы, возникающие при исследовании транспортно-логистических систем, еще не принадлежат к кругу исследуемых проблем, и главным образом воспроизводственный процесс с транспортно-логистическим звеном. Данное обстоятельство и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

 

2 Основная цель и задачи диссертационного исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование существующих и разработка новых научных подходов, связанных с формированием и развитием транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном федеральном округе и принципов ее построения, нацеленных на повышение эффективности функционирования этой системы.

Реализация данной цели обуславливает постановку и решение следующего ряда задач:

  • исследование принципов построения механизма функционирования существующей транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном Федеральном округе, как важнейшего фактора воспроизводственного процесса, базовой составляющей которого является транспортно-логистическое звено;
  • разработка аппарата исследования на базе имитационного моделирования для исследования транспортного пространства для различных уровней абстракции, наивысшим из которых является Южный Федеральный округ в целом, выявить его возможности в повышении эффективности транспортно-логистических процессов;
  • создание и внедрение усовершенствованных научно-методических, а также информационных и программных средств, направленных на развитие и совершенствование функционирования транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном Федеральном округе.

 

3 Объект и предмет диссертационного исследования

Объектом диссертационного исследования является существующая транспортно-логистическая система перевозки зерна в Южном Федеральном округе, в рамках которой осуществляется перемещение сельскохозяйственной продукции, и которая выступает как исходный и базовый уровень иерархии в воспроизводственном процессе.

Предметом исследования является процесс перевозки зерна в Южном Федеральном округе в рамках воспроизводственного процесса с транспортно-логистической составляющей.

 

4 Теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования

В качестве теоретической и методологической основ исследования в работе планируется использовать научные труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих сущность построения, функционирования и развития транспортно-логистических систем в целом и транспортно-логистических систем перевозки сельскохозяйственной продукции в условиях современной экономики. В работе планируется использовать методы системного анализа, монографический, табличный, имитационного и математического моделирования,   статистических исследований.

 

5 Информационная и эмпирическая база диссертационного исследования

Информационную и эмпирическую базу исследования должны составлять официальные статистические материалы Госкомстата РФ, субъектов Южного Федерального округа, Комитета государственной статистики по развитию транспортной системы России, собственные данные, полученные автором в результате проведения мониторинга состояния транспортной системы Южного Федерального округа, а также монографии, научные статьи, публикации в периодической литературе, сети Интернет отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития транспортно-логистических систем перевозки сельскохозяйственной продукции.

 

6 Рабочая гипотеза диссертационного исследования

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в рассмотрении транспортно-логистической системы Южного Федерального округа в качестве структурной составляющей общей транспортной системы региона, функционирование которой подчинено цели обеспечения перемещения потоков сельскохозяйственной продукции, в частности зерна, между хозяйствующими субъектами - производителями сельскохозяйственной продукции, ее покупателями, транспортными предприятиями, взаимодействие которых осуществляется в пределах транспортного пространства территорий Южного Федерального округа.

 

7 Новизна и научная значимость диссертационного исследования

К основным результатам, обладающим научной новизной, планируется отнести следующие:

  • определение механизма функционирования транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном Федеральном округе как фактора воспроизводственного процесса;
  • выявление и обоснование места транспортно-логистического звена в воспроизводственном процессе Южного Федерального округа;
  • обоснование целесообразности поэтапного моделирования транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном Федеральном округе, исследование которой разворачиваются от теоретического уровня до внедрения результатов исследования в практическую деятельность;
  • построение имитационной модели с использованием языка имитационного моделирования GPSS для исследования различных аспектов существующей транспортно-логистической системы Южного Федерального округа и ее усовершенствования на базе статистических исследований осуществленных транспортных перевозок за период с 2012 по 2017 г.г.;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном Федеральном округе по результатам работы с разработанной имитационной моделью.

Научная значимость диссертационной работы определяется актуальность рассматриваемых в диссертационном исследовании проблем и степенью обоснованности содержащихся в нем положений, выводов и рекомендаций.

 

8 Ожидаемые результаты диссертационного исследования

В качестве результатов диссертационного исследования планируется получить

  • обобщенную и детализированные имитационные модели транспортных потоков Южного Федерального округа, разработанные в системе имитационного моделирования GPSS;
  • рекомендации по повышению эффективности использования и вектору развития транспортно-логистической системы перевозки зерна в Южном федеральном округе (по результатам экспериментов с использованием имитационных моделей, разработанных в рамках диссертационного исследования);

 

9 Область применения результатов диссертационного исследования

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования будут применимы в работе

  • отдельных субъектов хозяйствования, так и государственных органов управления при разработке перспективных планов развития транспортно-логистической системы перевозки сельскохозяйственной продукции в Южном Федеральном округе;
  • научных организаций, занимающихся исследованиями в области повышения эффективности организации транспортно-логистических систем;
  • учебных учреждений в составе учебных программ которых включены курсы “Логистика”, “Организация автомобильных перевозок и безопасность движения”, “Организация перевозок и управление на транспорте”, “Технология транспортных процессов”.

Поделитесь полезной информацией: