Страница 5

Автор: МБОУ Нахабинская гимназия 4
Тэги: апробационная площадка, Нахабинская гимнахия №4, урок, урок-исследование

Урок-исследование по литературе. 8 класс

Тема: «История государства и история человека»

Цель: развитие мышления учащихся в системной познавательной деятельности. (Достигается в совместной деятельности учителя и обучающихся при актуализации знаний разных предметных областей, в поле контакта знаний и умений учащихся.)

Задачи:

  • решение важной "пограничной" проблемы;
  • ориентация на целостное, синтезированное восприятие исследуемого вопроса осуществляется по схеме: постановка проблемы + методы исследования = целенаправленность и активность мышления;
  • выявление эффективных методов решения, имеющего практическую значимость.

Сценарий урока

Основной проблемный вопрос интегрированного урока «Когда «славно и легко дышится…»?» (Тематический блок «Человек и общество»).

  1. При изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» базовой предметной области «Литература» (раздел «Из литературы XIX века») А.С. Пушкин выделяется тема «Роман «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
  2. Использование возможностей базовой предметной области «Русский язык»:
    • раздел «Лексикология и фразеология» (повторение изученного в 5-6 классах)) Лексический анализ языковых единиц (работа в группах): события, разные точки зрения, историческое полотно (1 группа); семейная хроника, биография главного героя, нравственный роман (2 группа); история государства, история человека, мудрая власть (3 группа); мемуары, повествование от лица участника событий, фотографическая точность (4 группа)
    • раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»). Рассказ на свободную тему. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
  3. Использование возможностей включенной предметной области «История» (раздел «Россия в 1762 — 1801 гг.») Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны (повторение изученного в 7 классе).
  4. Интегральный вид деятельности: составление письменного речевого высказывания на литературно-публицистическую тему «Честь дороже жизни», «История – столкновение, борьба враждующих сторон» (Аргументация из текста, читательского и жизненного опыта).

Урок литературы "Капитанская дочка"

Лексический анализ

Лексический анализ

Поделитесь полезной информацией: