Страница 4

Автор: МБОУ Нахабинская гимназия 4
Тэги: апробационная площадка, Нахабинская гимнахия №4, урок, урок-исследование

Урок-исследование по русскому языку (8 класс).

Тема урока: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цель: развитие мышления учащихся в системной познавательной деятельности. (Достигается в совместной деятельности учителя и обучающихся при актуализации знаний разных предметных областей, в поле контакта знаний и умений учащихся.)

Задачи:

  • решение важной "пограничной" проблемы;
  • ориентация на целостное, синтезированное восприятие исследуемого вопроса осуществляется по схеме: постановка проблемы + методы исследования = целенаправленность и активность мышления;
  • выявление эффективных методов решения, имеющего практическую значимость.

 

Сценарий урока

Основной проблемный вопрос интегрированного урока: «Как использовать сочетания слов при составлении развернутого речевого высказывания?»

  1. При изучении раздела лингвистики «Синтаксис» в базовой предметной области «Русский язык» выделяется широкая тема «Словосочетание», которая требует углубленного рассмотрения в связи с вынесением данного вопроса на ГИА:
  • Что такое сочинительная и подчинительная связь?
  • Цельные словосочетания.
  • Типы словосочетаний, виды словосочетаний, способы связи в словосочетании.
  1. Использование возможностей базовой предметной области «Литература»:
    • Раздел «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе». Работа с поэтическими текстами С.Есенина, исследование художественных средств выразительности русского языка, нахождение сочетаний слов по теме урока. Устное речевое высказывание (на выбор): «Какими словами ты опишешь сегодняшний день?», «Каким цветом ты нарисуешь утро?», «Каково твоё отношение к поэзии?» и др. (Использование поэтических фигур речи из предложенных поэтических текстов).
  2. Использование возможностей включенной предметной области – курса «Биология. Ботаника» (6 класс, повторение) – наблюдения за окружающим миром, природой.
  3. Использование возможностей базовой предметной области «Русский язык»:
    • Раздел «Лексика и фразеология». Лексический анализ языковых единиц «покров», «тьма», «давнишний», «дёготь», «божница», «лампада», «сонм», «курган», «овин» (работа со словарём, извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т.п.).
    • Раздел «Морфология. Орфография. Культура речи». Составление устного краткого речевого высказывания на основе наблюдений и впечатлений. Коллективное проектирование высказывания с использованием фразеологических единиц.
    • Раздел «Синтаксис. Словосочетание и предложение». Использование дистанционного авторского курса «Словосочетание» (интерактивное учебное пособие).

Интегральный вид деятельности: составление краткого письменного речевого высказывания на литературно-публицистическую тему: «Нужна ли нам поэзия сегодня?» (Аргументация из текста, читательского и  жизненного опыта)

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ

Интерактивные учебные пособия

Поделитесь полезной информацией: