КПК "Образовательные инновации. Технологии веб-портфолио"

Основной форум /
Раздумья по следам вебинара №3


25.08.2014, 5:54

Предлагаю поразмышлять о таксономии Блума на предлагаемой ветке форума. У нас уже были предложены работы на собственных страницах участниками вебинаров.

https://4portfolio.ru/view/view.php?id=14902 - А.Ю. Грицай

https://4portfolio.ru/view/view.php?id=14755 - Татьяна Манаконова

https://4portfolio.ru/view/view.php?id=14633 - Е.Л. Еськова

http://bugaychuk.blogspot.de/2012/03/12.html - это блог к которому я периодически обращаюсь при работе в сети и мне понравилась предложенная К.Л. Бугайчуком таблица "Измерение Когнитивных Процессов"

25.08.2014, 8:04

Здравствуйте коллеги!

Я работаю учителем в коррекционной школе VIII вида (легкая степень умственной отсталости). С каждым годом к нам поступают дети с более тяжкими диагнозами...

Прослушав вебинар Светланы Валерьевны про таксономию Блума пришла к выводу, что первые три уровня таксономии при оценивании использую регулярно на каждом уроке, так как преподаю предмет "Социально-бытовая ориентировка" основной целью которой является развитие у учащихся социально-бытовых навыков. А чтобы таковые развивались необходимо по каждой теме обязательно добиться от учащихся к концу урока и знаний, и понимания, и использования. Для этого мы выполняем практические задания, моделируя реальные ситуации в сюжетно-ролевых играх. Экскурсии нам дают великолепную возможность решить практические задания в реальной жизни. А с помощью компьютерных технологий мы расширяем или закрепляем полученные знания, мотивируя учащихся к учебной деятельности. Таким образом, мы регулярно оцениваем детей по таксономии Блума, но только по первым трем уровням. А вот с анализом, синтезом и оценкой в коррекционной школе обстоят дела сложнее. Задания на анализ и синтез подбираются к каждому ребенку с учетом его интеллектуальных возможностей. Логическую цепочку на самом начальном уровне может построить наш ребенок, выявить различия каких-либо предметов, но на самом банальном уровне даже в 9 классе. Творческую работу или проект никогда самостоятельно не сделает - всегда нужна помощь или контроль учителя, который будет диктовать шаги. Переработать информацию и выдать свою - огромнейшая трудность! Далеко не каждый ученик на это способен.

Итак, после ленты рассуждений пришла к выводу, что таксономию Блума применять удобно, но под неё надо разрабатывать целый ряд заданий по тематическим разделам дисциплины, опираясь на разные уровни развития. Но как бы мы не применяли её, полностью реализована она с нашими детьми никогда не будет, так как некоторые детки в силу своих возможностей не смогут дойти ни до анализа, ни до синтеза, а уж тем более до оценки :(

Спасибо за внимание.

26.08.2014, 12:14

Уважаемая Оксана Борисовна! Дело не в том, что у Вас ребятки из коррекционной школы VIII вида (кстати по фото, которые Вы разместили этого не скажешь). Проблема руководства и контроля творческой, проектной и исследовательской деятельности стоит перед педагогами не только общеобразовательных школ, но и с углублённым изучением предметов. Иногда очень сложно и самому педагогу в отдельных случаях сделать анализ, синтез и оценку. Специально не буду излагать теорию, а приведу пример из практики. Мой ученик, влюблённый в историю, изучает автоматическое оружие от полибола и чо-ко-ну (чу-ко-ну) до современного времени. Как сформулировать гипотезу исследования? какой рефлексией и тем более антиципатией  должна закончится работа? Раздумая с учеником и подводя итоги, он закончил антиципатией (хорошо, что она пошла в положительном направлении-не только был чертёж автоматического оружия будушего, но и желание стать военным и защищать Отечество). Поэтому считаю, что желательно, конечно, когда ученики сами могут анализировать, синтезировать и оценивать, но ничего нет страшного, когда они это делают с учителем и мы им помогаем.

Хотя таксономия Б.Блума - это не революция в методике преподавания. Мы всегда это делали. Преподаю в школе свыше 20 лет и всегда учила детей анализировать, синтезировать и оценивать. Как можно представить уроки истории без этого?

С уважением Мария Викторовна

26.08.2014, 6:56

Мария Викторовна, здравствуйте! Чуть отступлю от темы... Очень хорошо, что по ребятам не видно, что они "особенные дети".... сами ребята иногда очень просили, чтобы я не говорила из какой они школы, когда мы идем на экскурсию в какое-либо учреждение, ...Есть у многих сохранность.  Есть ребята и с синдромом Дауна... такие фотографии намеренно не размещались, чтобы не причинить родственникам боль... Дети очень разные у нас и под каждого педагоги подстраиваются... Поэтому и классы у нас не больше 12-14 человек. Разные диагнозы-разные дети....разный подход и разные возможности. Я не отрицаю полностью анализ, синтез и оценку в коррекционной школе, а константирую факты :) - это может иметь место, а может и не иметь место. При работе с некоторыми детьми может не иметь место и второй и третий уровень таксономии, но это в основном у детей с тяжелыми диагнозами, которые находятся на домашнем обучении. И полностью с Вами согласна, что таксономия Блума не панацея, а уж в нашем случае (СКОУ) тем более.

С ув.Оксана Борисовна.

Картинки профиля пользователя Ольга Николаевна
Сообщений: 34

25.08.2014, 9:17

Сегодня вопрос оценки эффективности обучающих программ как никогда актуален в нашей стране. Это связано, прежде всего, с тем, что общество желает знать эффективность вложений в ученика. Наиболее приемлемая в настоящий момент является модель оценки обучения – «Таксономия Блюма» (Bloom’s Taxonomy). «Таксономия Блюма»  состоит из трех частей – перекрывающихся сфер, которые часто называют ЗУН (знания, умения, навыки): когнитивная сфера; психомоторная сфера; эмоциональная сфера.

Каждая из трех сфер  основана на предпосылке о том, что все категории внутри каждой сферы расположены строго в определенном порядке по степени нарастания сложности. Эти категории являются последовательными уровнями развития учащегося в процессе обучения. Такая матричная структура позволяет не только оценить эффективность обучающих программ, но и сконструировать основу для их создания. Система эффективного обучения и её оценка, особенно, в том случае, если школа нацелена на результаты, должна покрывать все сферы модели. В итоге обучаемый выигрывает от развития знаний и интеллекта (когнитивная сфера), установок и верований (эмоциональная сфера), возможности применять на практике полученные навыки (психомоторная сфера). 

26.08.2014, 8:05

Еще раз о таксономии.

Таксономия (от греч. τάξις — построение, порядок, расположение и νόμος — закон) закономерное расположение в определенном порядке рассматриваемых нами уровней освоения знаний, умений и навыков. “Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными и логическими взаимосвязями”.

 Мы с вами находимся в сфере образования, где под образованием следует понимать "не набор учебных предметов, не количество отводимых на них часов, не прередача знаний и опыта поколений (передать опыт, как и знания, вообще невозможно), не воспитание и обучение, а именно образовЫВание ученика, т.е. его развитие, становление, реализация заложенного потенциала" (А.В. Хуторской, Системно-деятельностный подход в обучении, Серия "Новые стандарты", М.: Эйдос, Иоч, 2012.) 

В моем видении, и лично для меня, представленные Блумом уровни усвоения знаний, умений и навыков, т.е. определенное мастерство овладения деятельностью учеником в процессе обучения, дает нам возможность более основательно заняться таким процессом, как целеполагание при обучении, так, по крайней мере я стараюсь ее применить в своей работе учителя. Опять таки же хочу обратить внимание на то, что помимо Блумовской таксономии можно пользоваться и другими таксономиями, например, для работы на уроках математики и физики инересно рассмотреть подход Даны Толлингеровой 

 Мы же с вамии говорим о такой технологии, как е-портфолио, которое представляется одним из средств индивидуальной оценки знаний учащегося и представляется важным элементом личностно-ориентированного подхода к образованию.

Используя е-портфолио, мы можем увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

В данном аспекте таксономия Блума помогает в создании достоверной, надёжной системы оценки уровней усвоения.

Использования е-портфолио в процессе обучения обеспечивает:

• наполнение е-портфолио информацией о динамике формирования знаний, умений и возможности их использования для саморазвития;

• непрерывный доступ ученика к портфолио (с которым можно работать как в школе, так и дома);

• возможность архивации по желанию ученика текстовых данных, аудио и видеоданных;

• защиту информации ученика от несанкционированного просмотра и использования;

• возможность доступа к е-портфолио, контроля и внесения корректив, касающихся учебной деятельности ученика со стороны учителя.

Так же, опираясь на предложенную таксономию, очень удобно проводить рефлексию своей деятельности при создании того же портфолио.

26.08.2014, 9:57

Уважаемые коллеги, а может быть нам от цитат из теории перейти к обсуждению практики? Разработать уроки, занятия,дидактические материалы. Размещать на страничках 4 портфолио и обсуждать готовые методические разработки. Теории мы знаем много, Светлана Валерьевна четко и понятно расставила всё "по полочкам".

26.08.2014, 11:11

или
опробировать механизм дистанционного обучения
https://4portfolio.ru/view/view.php?id=15056

26.08.2014, 11:54

Согласна с Марией Викторовной! Теоретических заметок очень много в интернете. Многие уже ознакомились и разобрались в теории. А вот практических наработок и применения, причём, не нарушая уровней, очень-очень мало! Я имею в виду непосредственно эту теорию, а не методики ФГОС! 

Сама пыталась выстроить отдельные уроки - эта задача не из лёгких!!! Буду продолжать!

26.08.2014, 2:47

Простите, коллеги, но я не думаю, что повторение теоретического материала - это плохо. И на сколько я понимаю, каждый человек в теоретической части выделяет именно то, что важно именно для него, и то, что применяется или будет применяться им. Очень хорошо, что вы уже разобралиись с теоретической частью, но каждый работает в своем темпе. 

17 результата(ов)