Модуль 1. Организационные и нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования в вузе.

Содержание учебного материала

Лекция 1

№ 1. Инклюзивное образование в вузе

1. Цели и задачи организации инклюзивной образовательной среды.

2. Основные проблемы и пути решения.

3. Отечественный и зарубежный опыт.

4. Особые образовательные потребности студентов с инвалидностью в вузе.

Запись лекции

Лектор: Панюкова С.В. д.п.н., профессор,

Зам. директора ресурсного учебно-методического центра МГППУ

Дополнительные материалы:

Отечественные и зарубежные подходы к инклюзивному образованиюМельник Юлия Владимировна., к.п.н., начальник отдела экспертно-аналитического сопровождения ресурсного учебно-методического центра МГППУ

Презентация лекции 1.

Лекция 2

№ 2. Доступность высшего образования для инвалидов.

1. Готовность вузов к обучению студентов с инвалидностью.
2. Формирование в вузе новой образовательной парадигмы «доступное высшее образование для всех».
3. Модернизация инфраструктуры вуза

Запись лекции

Лектор: Саитгалиева Г.Г., к.с.н., доцент

Руководитель отдела ресурсного учебно-методического центра МГППУ

Презентация лекции 2.

Перечень вопросов для обсуждения

  1. Обеспечение обучающихся с инвалидностью электронными образовательными ресурсами;
  2. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом инвалидности (устно, письменно, дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации);
  3. Разработка при необходимости учебных планов и индивидуальных графиков, обучающихся с инвалидностью;
  4. Консультации студентов с нарушением зрения по использованию рельефно-точечной системы Брайля и тифлотехнических устройств;
  5. Организация производственной практики с учетом особенностей студентов с глубоким нарушением зрения;
  6. Консультации преподавателей по вопросам работы со студентами с нарушением зрения, специфике приема-передачи учебной информации, применение специальных технических средств обучения с учетом нозологии.

Лекция 3

№ 3. Нормативное и правовое обеспечение обучения в вузе студентов с инвалидностью.

  1. Состав нормативных документов (федеральных, региональных, внутренних).
  2. Типовые положения и должностные инструкции.

Запись лекции

Лектор: Саитгалиева Г.Г., к.с.н., доцент

Руководитель отдела ресурсного учебно-методического центра МГППУ

Презентация лекции 3

Дополнительные материалы к лекции 3.

"Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. No 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры."

С 2019 года в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида появятся разделы "Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами" и "Рекомендуемые условия труда". Аналогичным образом дополнят форму ИПРА ребенка-инвалида (приказ Минтруда России от 30 мая 2018 г. № 322н).

Напомним, что в действующей форме ИПРА, образца 2017 года, указание таких сведений не предусмотрено.

Практическое занятие

Рассматриваем вопросы:


Разработка нормативного обеспечения для обучения студентов с инвалидностью в вузе. 

Самостоятельная работа слушателей. Выполнение практического задания. Консультации.

Запись практического занятия:

Рекомендации по проведению мониторинговых исследований.

Ответ на вопрос о должности тьютора в вузе

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработать не менее 2-х вопросов для мониторинга социально-психологического благополучия студентов. Ответы разместите в комментариях к этой страничке.

2. Выбрать и переработать один из приведенных ниже документов (материалы для контрольного задания). 

Переработанные документы (в названии файла - ваши ФИО) пришлите на адрес:

idpo4portfolio@yandex.ru

Тема сообщения: "Контрольная работа".

Поделитесь полезной информацией:

Отзывы

Уважаемые коллеги! Разместите ниже свои варианты вопросов мониторинга.
Вопросы к: "Анкета образовательных потребностей абитуриента с инвалидностью" - Нуждаетесь ли Вы в дополнительных факультативах? (Если да, то каких именно?) "Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования в вузах-партнерах" - Каковы причины отчисления студентов-инвалидов до окончания обучения: по собственному желанию, академическая неуспеваемость, перевод в другой вуз и т.д.? "Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью" - Знаний в какой области Вам не хватало в начале трудовой деятельности? "Мониторинг социально-психологического благополучия обучающихся в инклюзивных группах" - Готовы ли Вы рассказать однокурсникам о своей инвалидности или ограниченных возможностях здоровья? Являетесь ли Вы участником внеучебной жизни группы и факультета?
"Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования в вузах-партнерах": - Применяется ли индивидуальный подход при промежуточных/текущих формах контроля знаний студентов-инвалидов в ВУЗе? -Как часто Вы (студент-инвалид) обращались за помощью к …(к.-л.из сотрудников ВУЗа) в течении семестра/года/срока обучения? - Готовы ли Вы к тому, что после получения знаний в ВУЗе и Диплома о высшем образовании Вам будет отказано в трудоустройстве? "Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью" – - Информацию о чем Вы добавили бы в своем портфолио, чтобы произвести впечатление на работодателя? - Каких навыков Вам не хватало (Вам пригодились бы) в начале трудовой деятельности? -В любой ситуации Вы будете считать отказ в приеме на работу объективно мотивированным? (есть ли понимание того, что Вы сами можете быть недостаточно компетентны по каким-либо вопросам, а не причина в том, что работодатель не желает принимать на работу лиц с ОВЗ)? "Мониторинг социально-психологического благополучия обучающихся в инклюзивных группах" – Какие обстоятельства помогли бы Вам чаще общаться с однокурсниками? - Участие в совместной работе с одногруппниками (выполнение совместных проектов, заданий) Вас больше сплачивает или разобщает? - К кому из группы Вы обратились бы за помощью (с целью определения количества благожелательно настроенных к лицу с ОВЗ, точнее, % таких людей в группе.) в учебе? в житейской ситуации?
3 отзыв(ов)