Блог пользователя Ольга Шафранова

И дали мне на МООК задание

На одном из курсов МООК было задание написать эссе на заданную тему. Когда высказалась, оказалось, это близко и понятно не только мне. Вот и решила поместить его сюда

«Чтоб других учить, надо свой разум наточить».

(русская пословица);

Современная ситуация в мировом и отечественном образовании требует от педагогов не только вдумчивого отношения к массовым инновациям, но грамотного внедрения в свою жизнь тех подходов, технологий, средств, которые отвечают требованиям ФЗ 273 «Об образовании в РФ» в части обеспечения педагогической обоснованности применяемых педагогических инструментов (ст. 28, ст 58).

Такая педагогическая обоснованность возможна только в случае соответствия выбираемых методов, приемов, средств, технологий ведущим тенденциям и принципам образования, обеспечивающим достижение требуемого качества. Такое качество задается не только соответствием требованиям ФГОСов, или удовлетворенностью потребителей и заказчиков образовательных услуг (ФЗ-273), но и нацеленностью на становление практики непрерывного индивидуализированного образования для всех, «неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности» (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Думается, если удерживать в голове этот вектор развития образования в стране и в мире, становится совершенно очевидной необходимость педагогам осваивать современные цифровые инструменты, облачные технологии, медиа. Осовременнивание (модернизация) на этой основе собственной педагогической деятельности, а также технологий образовательной деятельности учащихся, позволяет не только быть «на гребне волны» современного технического и технологического развития цивилизации, но и самому быть компетентным с точки зрения навыков человека ХХI века. Ведь владение ИКТ является одним из этих навыков.

И тогда мы сможем, перефразируя классика от педагогики, участвовать в становлении человека ХХI века, став (для начала) таким человеком.

Если говорить о реальности внедрения в практику преподавания в нашей образовательной организации смешанного обучения, то нужно отметить, что в большей своей части педагоги не рассматривают саму такую возможность. Чаще мы, педагоги, нервничаем по поводу гаджетов и девайсов наших ребят на занятиях. Запрещаем. И не только мы. Практика ЕГЭ, например, тоже предусматривает жесткий контроль на наличие мобильный устройств. А почему? Ведь в жизни, в профессии потом, мы активно пользуемся (и будем , видимо, еще активнее) гаджетами, соцсетями, электронными поисковиками, словарями и проч. Значит, необходимо пересмотреть весь процесс обучения (заканчивая ЕГЭ) с этой точки зрения.

А пока идут запреты, есть иллюзия, что можно игнорировать медиа, цифровые технологии и проч. А в суете буден, в череде лавинообразных новаций в педагогической жизни, большинство из нас «и сам обманываться рад».

Что касается ребят, то здесь еще один очень важный аспект. Игнорирование педагогами этих технологий выводит использование мобильных устройств (например) исключительно как развлекающих гаджетов. Они не рассматриваются как инструменты образования. Я уже не говорю, что педагог мог бы стать соавтором моста между «информационными ресурсами» и «ресурсами образовательными». И это не новая практика. Это теория средств обучения. Мы знаем, что материальный объект (или любой другой объект цивилизации) может и не стать средством образования, если к нему не будут применены педагогические усилия в виде серии приемов по трансформации этого объекта в средство обучения. Так и с информационными ресурсами и технологиями. Мы, педагоги, можем содействовать процессам превращения информационных технологий в образовательные.

Можем. Однако для эффективного включения педагога в эти процессы нам необходимо «свой разум наточить». То есть самим стать компетентными в этих вопросах. А это непросто. Что именно становится ключевыми барьерами?

  1. Наш собственный образовательный опыт. Это как раз тот случай, когда наш собственный опыт, много лет подтверждавший свою эффективность (ведь мы же сами, сформировавшиеся в известных нам реалиях педагогической и образовательной практики), убедил нас в незыблемости своих ключевых принципов, подходов, форм, методов и средств. Да, мы осваиваем новые приемы, порой даже технологии. Но они пока укладывались в общую картину нашего педагогического мира. И в некотором смысле все еще укладываются. Ведь нас никто не лишает авторитета, признания и проч. в случае, если мы игнорируем веяния «цифровой эпохи».
  2. Наш собственный многолетний профессиональный опыт. Он, наш опыт, содержит массу примеров, когда в нашу педагогическую жизнь врывались, и уходили те или иные инновации, требования, конъюнктурные педагогические моды. Есть искушение принять и происходящее в области информатизации образовательной жизни за очередную кампанию.
  3. Наш опыт «повышения квалификации». К сожалению, по большей части, это повышение было связано с информированием о новых нормативных актах, новых технологиях и требованиях. И порой, это было даже интересно, но ... Мы имеем очень скудный опыт использовать ПК для восполнения своих профессиональных дефицитов. Мы их и диагностировать-то не очень можем. Мы вынуждены позиционировать себя как безупречных, высоко компетентных ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ И СМЫСЛАХ специалистах. И вот, когда мы оказались перед необходимостью обрести не только и не столько новые знания, сколько иные, совершенно нам неведомые компетентности, мы часто не доверяем самой практике дополнительного профессионального образования. Нет. Не то, чтобы мы совсем никогда не выходили с таких программ с новыми умениями. Но они зачастую были приятным исключением. А сейчас нужны именно новые умения!

Итак. Ставя перед собой задачу «других учить», сегодня, как никогда, сначала необходимо «наточить свой ум». В широком смысле. То есть самим освоить привычный цифровым аборигенам мир, язык, реалии. И, освоив, продумать, как именно, и каким именно образом использовать эти реалии в образовательных целях для содействия становлению у наших ребят навыков человека XXI века. А также используя свой предмет (свою педагогическую деятельность в целом) для обеспечения инновационного (а не поддерживающего) характера образования наших подопечных.