Заметка (48)
Блум Бенджамин С. 1913-1999 г.г.
Bloom, Benjamin S.) (род. 1912 г.), амер. психолог в области педагогики, специалист по учебным планам. Его работа по когнитивному развитию считается крупным достижением в деле совершенствования учебного процесса. В кн. Таксономия образовательных целей (1956) Б. утверждал, что можно ввести иерархию целей по трем осн. категориям: когнитивные (относящиеся к знаниям); аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности) и психомоторные (относящиеся к физ. и манипулятивным способностям). Начиная с 1968 г. Б. разрабатывал концепцию обучения мастерству (напр., в кн. Человеческие способности и школьное образование, 1976). Для выработки осн. навыков необходима опред. последовательность шагов, к-рым могут обучиться дети самых разных способностей при условии, что эти шаги будут осуществляться в нужном темпе, правильной последовательности и на родном яз. учащихся. Такой процесс обучения предусматривает тестирование, инструктаж, повторное тестирование — до тех пор, пока учащийся не овладеет соответствующими навыками.
Таксономия Блума (Bloom taxonomy) – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.
Когнитивная область
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
Уровни учебных целей | Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. |
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. |
— объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. |
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура |
— вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. |
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. |
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. |
— оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
Аффективная область
Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.
Психомоторная область
Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.