Урок "Ранняя республика в Риме"
Цель урока: способствовать формированию понимания важного значения наследия Древнего Рима, в т.ч. раннего периода для дальнейшего развития мировой цивилизации.
Знание: знать государственное устройство ранней республики в Древнем Риме, хронологию, терминологию и персоналии царского периода и ранней древнеримской республики, актуализация знаний о древнегреческой демократии.
Понимание: понимать специфику Римской республики
Применение: анализ письменных и вещественных источников по истории древнеримской республики
Анализ: умение решать проблемные вопросы, сравнивать демократии в Древней Греции и Древнем Риме, систематизировать знания в таблице.
Синтез: формулировать выводы по теме, обобщать знания в форме рассуждения
Оценка: оценивать значение древнеримского периода для дальнейшего развития античной цивилизации и мировой цивилизации в целом; проводить самооценку по предложенным критериям.
Оборудование: мультимедийная презентация, приложение к учебнику на CD-ROM (УМК В.И.Уколовой, Л.П.Маринович / под редакцией А.О.Чубарьяна), технологическая карта урока.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к восприятию нового.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Викторина
«Царский период в Риме»
(§ 47, за правильный ответ обучающийся получает жетон (или смайл)).
- Какие слова из истории царского периода Древнего Рима мы используем в своей речи? (форум, фашизм, гражданин, республика, плебей, патриций, сенат, тиран)
- Найди на карте и покажи римские холмы
- Назовите римского бога, считавшегося хранителем Рима
- Кто согласно Вергилию в его поэме «Энеида» основал Рим?
- Почему римляне называли себя «сыновьями волчицы»?
- Кто был первым царем в Риме? Когда это произошло?
- Какой бог был согласно легенде отцом Ромула и Рема?
- С кем делил власть римский царь?
- Что заимствовали римские цари у этрусков?
- Почему римский народ сверг Торквиния Гордого? Когда это событие произошло?
- Кто был первым римским консулом? (Брут)
Возможно использование электронного задачника «По страницам истории Древнего Рима» для ИД, выполненного в программе Excel (задания «Ребус», «Задание», «Загадка», «Задача», «Счёт лет в истории»). Электронный задачник имеет рекомендации по навигации и полнотекстовую версию всех заданий.
Подготовка к восприятию нового.
Вопросы, которые нацеливают вспомнить ранее изученный материал:
- Сравните понятия «республика» и «демократия»
- Чьи законы укрепили демократию в Афинах?
Изучение нового материала.
Проблемный вопрос :
В какой из двух республик - Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?
Первый этап (Знание)
По ходу рассказа учителя выполни одно из заданий:
Задание 1. Составь глоссарий по теме «Государственное устройство римской республики»
Задание 2. Составь схему управления в Ранней Римской республике.
Задание 3. Придумай рассказ по рисунку (стр. 241) «Заседание сената»
Второй этап (Понимание)
Используя полученные знания, выполни задания (устно)
Задание 1. Сформулируй причины борьбы плебеев с патрициями
Задание 2. Сравните роль плебеев в управлении государством в царский период и в период Римской республики
Задание 3. Укажите сильные и слабые стороны управления Римской империи, избиравшей ежегодно двух консулов.
Третий этап (Применение)
Работа с историческим документом
«Законы XII таблиц» (стр. 241)
Задание 1. Ответь на вопрос к документу (стр. 241)
Задание 2. Составь 2-3 вопроса к документу.
Четвёртый этап (Анализ)
Решение проблемного вопроса
В какой из двух республик - Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?
(заполнение таблицы):
Вопросы для сравнения |
Афинская демократия |
Римская демократия |
Принятие законов |
|
|
Оплата должностей |
|
|
Роль знати |
|
|
Вывод |
Афины - демократическая республика, в которой власть в полной мере принадлежала народу, а ареопаг утратил свое значение. |
Рим - аристократическая республика, власть в которой принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибочные действия.
|
Пятый этап (Синтез)
Задание. Выполнение теста (вторая часть презентации «Рим: от возникновения до завоевания власти над Италией»).
В 1 части презентации тренировочные тесты (в каждом задании предусмотрена возможность проверки (самопроверки) знаний обучающихся по изученной теме:
Слайд 3 — вставить пропущенные буквы в имена царей Рима.
Слайд 4 - «Крылатые выражения» (тест с вводом ответа).
Слайд 5 — тест с вводом ответа на знание обучающимися хронологии Раннего Рима
Слайд 6 — тест с использованием элемента «Изображение» для проверки знаний обучающимися сохранившихся памятников по истории Раннего Рима
Слайд 7 — 4 вопроса теста посвящены терминологии изучаемого периода истории Древнего Рима
Слайд 8 — о богах Рима. Задание для обучающихся заключается в том, чтобы перетаскивая объекты (элемент «изображение») правильно распределить по группам - «Боги патрициев» и «Плебейские боги».
2 часть презентации — диагностические тесты. Обучающиеся по желанию могут начать тестирование с того уровня, который осознают, что успешно справятся с заданием.
1 уровень — средний
2 уровень — выше среднего
3 уровень — сложный.
Возможные варианты:
- учитель распределяет обучающихся по уровням теста в соответствии с их способностями.
- Обучающимся предложено начать работу с прохождения любого уровня теста и получить отметку в соответствии с критериями:
Уровень/максимальный балл |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Уровень 1/7 баллов |
7 |
6 |
4,5 |
Менее 4 |
Уровень 2/ 14 баллов |
14 |
11 - 13 |
7 - 10 |
Менее 7 |
Уровень 3/ 22 баллов |
20-22 |
16 - 19 |
11 - 15 |
Менее 11 |
Домашнее задание:
§ 46 + задания (обучающийся выполняет по желанию и знает о баллах, которые пойдут в зачет технологической карты урока «Ранняя республика»).
Шестой этап (Оценивание)
Карта самооценки обучающего
Фамилия, имя ученика:________________________________________
Оцените свою работу на уроке в баллах:
Задания |
Выполнение задания |
||
Самостоятельно
|
С помощью учебника, учителя, одноклассников
|
Испытывал затруднения |
|
2 балла |
1 балл |
0 балла |
|
Викторина |
|
|
|
Глоссарий «Государственное устройство римской республики» |
|
|
|
Схема «Управление римской республики» |
|
|
|
Рассказ «Заседание Сената» |
|
|
|
Формулировка причин борьбы плебеев с патрициями |
|
|
|
Сравнил роль плебеев в царском и республиканском периодах |
|
|
|
Указал сильные и слабые стороны консульства |
|
|
|
Правильно ответил на вопросы документа |
|
|
|
Составил 2-3 вопроса к документу |
|
|
|
Заполнение ответов для сравнения греческой и римской демократии в таблице |
|
|
|
Вывод в последней строке таблицы |
|
|
|
Решение проблемного вопроса урока |
|
|
|
Выполнение теста |
|
|
|
Ответы на следующие вопросы запиши в произвольной форме: |
|||
Почему выбор остановился именно на этом варианте из 3 предложенных тестов? |
|
||
Если желание выполнить оставшиеся два варианта? |
|
||
Какие из предложенных заданий на дом есть желание выполнить? Почему? |
|
||
Какие задания на дом не планируешь выполнить? Почему? |
|
Оценка работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания
Викторина – от 0 до 20 баллов
Глоссарий – от 0 до 3 баллов
Составление схемы – 0 до 4 баллов
Составление рассказа по рисунку – от 0 до 5 баллов
Анализ источника – 0 до 5 баллов
Заполнение таблицы – 0 до 10 баллов
Тест – от 0 до 22 баллов
Домашнее задание:
Составление развернутого плана – от 0 до 2 баллов
Объяснение терминов «церемония», «кандидат» и «консультироваться» - от 0 до 2 баллов
Написание синквейна – от 0 до 2 баллов
Составить проверочную работу для учеников свое класса по изученной теме (не менее 5 вопросов) – 0 до 5 баллов
Максимальный балл – 80
«5» - 65 – 80 баллов
«4» - 50– 64 баллов
«3» - 35 – 49 баллов
34 и менее баллов – «дополнительные консультации»