Записная книжка пользователя Мария Викторовна Вагу

Памятка учащемуся "Как лучше усвоить изучаемый материал" и "Как лучше запомнить изучаемый материал"

Памятка учащемуся "Как лучше усвоить изучаемый материал"

1. Заинтересуйся изучаемым материалом. Не ограничивайся только чтением. Подумай над тем, что тебе могут дать полученные знания. Поразмышляй над их практическим применением. Мотивируй себя.

2. Имей намерение запомнить изучаемый материал. Чтобы мочь, вначале нужно по-настоящему хотеть.

3. Удостоверься, что ты все хорошо понял. Не переходи к другому абзацу, пока не усвоишь смысл предыдущего.

4. Концентрируй свое внимание на том, что изучаешь. Вот один из приемов: если чувствуешь, что в какой-то момент чтения текста внимание ослабло, сделай пометку на полях и вернись к "потерянному" отрывку

Памятка учащемуся  "Как лучше запомнить изучаемый материал"

1. Готовь уроки в определенный час. В итоге выработается некий условный рефлекс, и мозг приучится лучше всего воспринимать информацию именно в данное время. Запоминание проходит быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном, равно как и утренний после пробуждения, – прекрасное для этого время.

2. При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который для тебя является ведущим. Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно "сфотографировать" стихотворение, зрительно представить образы, на которых оно построено. Для кинестетиков – сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения). Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым). Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т. д.

3. Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри один и тот же текст три, четыре, пять раз. Через 24 ч после первого занятия забывается наибольшая часть выученного текста. Поэтому первое повторение необходимо сделать не позже чем через 24 ч, и не раньше чем через 5–6 ч после заучивания.

Бортовой журнал

Из педагогической литературы, технологии и техники.

Технология оформления урока: «Корабль дистанционного обучения с бортовым журналом».

Пытливый учитель найдёт немало статей с описанием технологии критического мышления. Однако при изложении тех или иных приёмов данной технологии  всегда возникает ощущение недосказанности в описании её инструментария.

Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами,  но зато они хорошо отточены и результативны.

Технология критического мышления предполагает высокий уровень самостоятельной мыслительной активности учащихся. Очень важно помочь детям рационализации своего умственного труда.

Чтобы шаг за шагом ученики добивались успеха даже при изучении нового сложного  материала. Чтобы ученик мог на каждом этапе занятия оценить слабые и сильные стороны понимания проблемы. В то же время “Бортовой журнал” поможет педагогу получить обратную связь о степени усвоения темы учащимися.

Приём может использоваться как в школе, так и в колледжах и вузах.

Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации.

Занося записи в «Бортовой журнал», ребята учатся:

определять неизвестные или малопонятные области в теме;

самостоятельно решать, что в данной теме им необходимо прежде всего изучить;

обобщать и систематизировать потоки учебной информации;

формулировать вопросы;

письменно выражать свое отношение к теме,

оценивать и анализировать учебный материал;

сопоставлять различные точки зрения между собой;

обосновывать свою точку зрения.

Ученик занимает не пассивную позицию на уроке, а выполняет роль исследователя.

 

Алгоритм выполнения приёма «Бортовой журнал»

1. Вступительная часть.

Педагог кратко, в течение пяти минут знакомит учащихся (студентов) с главными идеями новой учебной темы.

 

2. Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы.

Учитель  предлагает ученикам высказать свои представления о том,

какие понятия должны быть отображены в рассказе (лекции), чтобы лучше раскрыть данную тему;

какие проблемы могут возникнуть при изучении;

какая визуализация учебной информации будет достаточна в ходе занятия.

В течение 2-3 минут, идёт обсуждение в парах, малых группах или всем классом фронтально.

 

3. Составление плана изучения новой темы.

Ребята записывают основные этапы изучения данной темы, составляют список понятий, с которыми им предстоит ознакомиться.

 

4. Выбор темы сочинения (эссе),  которое они могли бы написать, изучив указанную тему.

Очень важно, чтобы ученики сами сформулировали тему и выбрали форму письменного отчёта.

 

5. Формулирование ключевых вопросов к теме.

Совместными усилиями составляется список тех понятий, терминов, которые обязательно должны быть раскрыты. Лучше если будут сформулированы вопросы с использованием ключевых слов,  отражающих суть любой темы.

Эти ключевые слова были предложены американским педагогом-исследователем Сандрой Каплан:

структура

взаимодействия

свойства

воздействие

функция

влияние

виды

развитие

цель

условие

отношение

смысл

связь

значение

Таким образом, составляется серия вопросов:

 

Какова структура…?

В чём смысл…?

При каких условиях…?

И т.д.

 

6. Заполнение бортового журнала.

 

Ученики разлиновывают тетрадь по вертикали. В левой части листа записывают сформулированные вопросы. Правая часть оставлена пустой для заметок.

 

7. Изложение нового материала.

Учитель излагает учебный материал. Ученики делают заметки в правой стороне листа, фиксируют, что ими понято или наоборот.

 

8. Промежуточная рефлексия.

 

Учитель делает остановку и выясняет, как учениками воспринят учебный материал. Выясняет, с какими трудностями они встретились. Необходимо уточнить, во время этой паузы, на что необходимо обратить большее внимание.

Ученики в это время могут записать в “Бортовой журнал” новые вопросы. Новые дополнения, уточнения обсуждаются всем классом. Учитель при продолжении устного рассказа (лекции) учитывает пожелания учащихся.

 

9. Графическое отображение изученного учебного материала.

 

Учитель предлагает ученикам составить опору (таблицу, схему, кластер, рыбий скелет  Исикавы Мору и т.п.).

Конечно, этому должно предшествовать изучение различных способов графического “сжатия” учебной информации, чтобы эта процедура не заняла много времени.

 

10. Обсуждение графических изображений.

Учитель должен выяснить, насколько точно графические изображения соответствуют степени понимания учеником нового материала. Обсуждение должно быть максимально конкретным:

“Что означает эта стрелка?”

“Почему всё объединено в круг?”

и т.д.

11. Выход на практику.

 

Учитель просит учеников вспомнить, что из изученного материала было им знакомо или встречалось в их жизни. Что и где может им пригодиться в дальнейшем.

 

12. Дальнейшее изложение учебного материала.

Ученики дополняют свои графические изображения, список терминов.

 

13. Обсуждение результатов работы.

 

После окончания изложения учебного материала учитель организует обсуждение результатов работы:

“Что вызвало трудности при изучении данной темы?”

“Какое из заданий легче всего было выполнить?”

“Как изменилось ваше представление по изученной теме?”

и т.д.

14. Выполнение самостоятельной работы (сочинение, эссе).

 

На основе “Бортового журнала” учащиеся пишут небольшое сочинение, тему которого они определили еще в начале занятия. Впрочем, после устного рассказа учителя они могут изменить тему, если им кажется, что теперь они могут сделать это более продуманно.

Это может быть работа в классе, а может домашнее задание.

 

Очень важно, чтобы приём “Бортовой журнал” использовался разумно. По справедливому замечанию одного из российских популяризаторов технологии критического мышления И.О. Загашева, вряд ли “Бортовой журнал” подойдёт при изучении тем, изобилующих конкретными фактами, датами, цифрами.

Если материал лекции переполнен информацией «на запоминание» (факты, даты), то лучше использовать другую стратегию.

«Бортовой журнал» лучше всего годится для занятий, где необходимо ознакомиться с какими-то концепциями, идеями.

Данный приём способствует более продуманной самостоятельной работе учащихся. Он может использоваться ими не только при устном изложении учителем, но и для работы с учебником.

 

Составляя “Бортовой журнал”, ученик составляет для себя алгоритм изучения новой для него темы. Это может пригодиться ему надолго.

Помню, как один из моих учеников во время организованного мной опроса о том, что дают им приёмы работы с текстом, написал:

“Наконец я научился думать самостоятельно”.

Бортовой журнал

Источник: http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-bortovoj-zhurnal/

Из педагогической литературы, технологии и техники.

Технология оформления урока: «Корабль дистанционного обучения с бортовым журналом».

Пытливый учитель найдёт немало статей с описанием технологии критического мышления. Однако при изложении тех или иных приёмов данной технологии  всегда возникает ощущение недосказанности в описании её инструментария.

Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами,  но зато они хорошо отточены и результативны.

Технология критического мышления предполагает высокий уровень самостоятельной мыслительной активности учащихся. Очень важно помочь детям рационализации своего умственного труда.

Чтобы шаг за шагом ученики добивались успеха даже при изучении нового сложного  материала. Чтобы ученик мог на каждом этапе занятия оценить слабые и сильные стороны понимания проблемы. В то же время “Бортовой журнал” поможет педагогу получить обратную связь о степени усвоения темы учащимися.

Приём может использоваться как в школе, так и в колледжах и вузах.

Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации.

Занося записи в «Бортовой журнал», ребята учатся:

определять неизвестные или малопонятные области в теме;

самостоятельно решать, что в данной теме им необходимо прежде всего изучить;

обобщать и систематизировать потоки учебной информации;

формулировать вопросы;

письменно выражать свое отношение к теме,

оценивать и анализировать учебный материал;

сопоставлять различные точки зрения между собой;

обосновывать свою точку зрения.

Ученик занимает не пассивную позицию на уроке, а выполняет роль исследователя.

 

Алгоритм выполнения приёма «Бортовой журнал»

1. Вступительная часть.

Педагог кратко, в течение пяти минут знакомит учащихся (студентов) с главными идеями новой учебной темы.

 

2. Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы.

Учитель  предлагает ученикам высказать свои представления о том,

какие понятия должны быть отображены в рассказе (лекции), чтобы лучше раскрыть данную тему;

какие проблемы могут возникнуть при изучении;

какая визуализация учебной информации будет достаточна в ходе занятия.

В течение 2-3 минут, идёт обсуждение в парах, малых группах или всем классом фронтально.

 

3. Составление плана изучения новой темы.

Ребята записывают основные этапы изучения данной темы, составляют список понятий, с которыми им предстоит ознакомиться.

 

4. Выбор темы сочинения (эссе),  которое они могли бы написать, изучив указанную тему.

Очень важно, чтобы ученики сами сформулировали тему и выбрали форму письменного отчёта.

 

5. Формулирование ключевых вопросов к теме.

Совместными усилиями составляется список тех понятий, терминов, которые обязательно должны быть раскрыты. Лучше если будут сформулированы вопросы с использованием ключевых слов,  отражающих суть любой темы.

Эти ключевые слова были предложены американским педагогом-исследователем Сандрой Каплан:

структура

взаимодействия

свойства

воздействие

функция

влияние

виды

развитие

цель

условие

отношение

смысл

связь

значение

Таким образом, составляется серия вопросов:

 

Какова структура…?

В чём смысл…?

При каких условиях…?

И т.д.

 

6. Заполнение бортового журнала.

 

Ученики разлиновывают тетрадь по вертикали. В левой части листа записывают сформулированные вопросы. Правая часть оставлена пустой для заметок.

 

7. Изложение нового материала.

Учитель излагает учебный материал. Ученики делают заметки в правой стороне листа, фиксируют, что ими понято или наоборот.

 

8. Промежуточная рефлексия.

 

Учитель делает остановку и выясняет, как учениками воспринят учебный материал. Выясняет, с какими трудностями они встретились. Необходимо уточнить, во время этой паузы, на что необходимо обратить большее внимание.

Ученики в это время могут записать в “Бортовой журнал” новые вопросы. Новые дополнения, уточнения обсуждаются всем классом. Учитель при продолжении устного рассказа (лекции) учитывает пожелания учащихся.

 

9. Графическое отображение изученного учебного материала.

 

Учитель предлагает ученикам составить опору (таблицу, схему, кластер, рыбий скелет  Исикавы Мору и т.п.).

Конечно, этому должно предшествовать изучение различных способов графического “сжатия” учебной информации, чтобы эта процедура не заняла много времени.

 

10. Обсуждение графических изображений.

Учитель должен выяснить, насколько точно графические изображения соответствуют степени понимания учеником нового материала. Обсуждение должно быть максимально конкретным:

“Что означает эта стрелка?”

“Почему всё объединено в круг?”

и т.д.

11. Выход на практику.

 

Учитель просит учеников вспомнить, что из изученного материала было им знакомо или встречалось в их жизни. Что и где может им пригодиться в дальнейшем.

 

12. Дальнейшее изложение учебного материала.

Ученики дополняют свои графические изображения, список терминов.

 

13. Обсуждение результатов работы.

 

После окончания изложения учебного материала учитель организует обсуждение результатов работы:

“Что вызвало трудности при изучении данной темы?”

“Какое из заданий легче всего было выполнить?”

“Как изменилось ваше представление по изученной теме?”

и т.д.

14. Выполнение самостоятельной работы (сочинение, эссе).

 

На основе “Бортового журнала” учащиеся пишут небольшое сочинение, тему которого они определили еще в начале занятия. Впрочем, после устного рассказа учителя они могут изменить тему, если им кажется, что теперь они могут сделать это более продуманно.

Это может быть работа в классе, а может домашнее задание.

 

Очень важно, чтобы приём “Бортовой журнал” использовался разумно. По справедливому замечанию одного из российских популяризаторов технологии критического мышления И.О. Загашева, вряд ли “Бортовой журнал” подойдёт при изучении тем, изобилующих конкретными фактами, датами, цифрами.

Если материал лекции переполнен информацией «на запоминание» (факты, даты), то лучше использовать другую стратегию.

«Бортовой журнал» лучше всего годится для занятий, где необходимо ознакомиться с какими-то концепциями, идеями.

Данный приём способствует более продуманной самостоятельной работе учащихся. Он может использоваться ими не только при устном изложении учителем, но и для работы с учебником.

 

Составляя “Бортовой журнал”, ученик составляет для себя алгоритм изучения новой для него темы. Это может пригодиться ему надолго.

Помню, как один из моих учеников во время организованного мной опроса о том, что дают им приёмы работы с текстом, написал:

“Наконец я научился думать самостоятельно”.

Обобщение педагогического опыта

Педагогический опыт  -это  реальный педагогический процесс, реальная  педагогическая  практика, а также  её результаты, которые отражаются в качествах знаний и воспитанности   учащихся .

Если  педагог учитывает  закономерности в обучении и воспитании учеников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий педагогического процесса,он имеет высокие   результаты деятельности. В  таком  случае педагогическая деятельность учителя  характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом, даже если нет элементов новизны. Чаще всего учителя с большим стажем работы относятся  к этой категории.

Признаки  передового  педагогического опыта   (по Ю. К. Бабанскому):

1.более высокая результативность в обучении,воспитании и развитии учащихся

2.более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств

3.умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач

Работа по изучению и обобщению системы работы учителя  включает в себя:

— знакомство с уровнем теоретической и методической подготовки учителя;

— изучение  работы учителя по подготовке к проведению уроков и внеклассных мероприятий (тематическое и поурочное планирование, использование дополнительной литературы, правильный отбор и дозировка материала и т. д.);

— посещение  цикла  уроков по одной или нескольким темам;

 — посещение внеклассных мероприятий, изучение опыта внеурочной работы, работы с родителями, общественностью;

 — изучение деятельности учителя по совершенствованию своего педагогического мастерства (самообразование, участие в коллективных формах методической работы, помощь коллегам и т. д.);

— анализ   качества знаний, умений и навыков учащихся, уровня их воспитанности.

А как вы  обобщали   ваш  педагогический опыт?

Анализ  и обобщение опыта
Под анализом опыта понимается  мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности учащихся  к обучению в школе, индивидуальным особенностям  учеников и т.д.
  • Деятельность учащихся на занятиях. При анализе и оценке деятельности учеников  особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и  учащихся. При анализе и оценке этого элемента опыта нужно  установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание нужно  обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия обучения . При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты обучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.  Анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это и  есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.
Алгоритм описания инновационной педагогической деятельности учителя
  1. Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности.)
  2. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?)
  3. Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)
  4. Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)
  5. Актуальность инновации. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?)
  6. Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт и теоретические предпосылки. (Какие теоретические идеи лежат в основе данного опыта или проекта, какой имеющийся педагогический опыт был использован?)
  7. Степень новизны. (Насколько оригинальна данная инновация? Является ли она проявлением инициативы учителя или отвечает на запрос администрации учреждения? Какова роль автора в разработке инновационного опыта или проекта?)
  8. Методическая идея. (Какие педагогические методы, формы, методические приемы используются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы коммуникации учителя и ученика, система их взаимоотношений?)
  9. Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
  10. Необходимые для реализации педагогического  опыта  и  его распространения  средства. Описание условий, в которых может быть реализован, использован опыт, проект.
  11. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?)

Работа по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта — это не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Так как от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его  нужно  осуществлять «поэтапно», в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового  педагогического опыта  (по Р.Г.Амосову):

  • Определение цели изучения передового  педагогического опыта
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения  передового  педагогического опыта
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм  передового  педагогического опыта и выведение достоверных количественных и качественных характеристик
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта

Чтобы выявить, изучить опыт педагога , обобщить его и сделать полезным для других, нужно составить программу изучения   передового  педагогического опыта  (с анкетами, опросниками).

Изучение и обобщение передового  педагогического опыта  :

  1. Выявление объекта изучения:
    • оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения
    • выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты
    • первый сбор информации о деятельности педагога
    • выявление факторов, способствующих получению высоких результатов
    • определение объектов изучения
  2. Постановка цели изучения:
    • выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога
    • формулировка проблемы
    • теоретическое обоснование опыта
    • выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта
    • формулировка цели изучения
  3. Сбор информации об изучаемом опыте:
    • отбор методов сбора и обработки информации
    • составление программы наблюдения за деятельностью педагога и учащихся  на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме
    • реализация методов сбора информации об опыте
  4. Педагогический анализсобранной информации:
    • расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта
    • оценка идей опыта на основе критериев
    • определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта
    • выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе
  5. Обобщение опыта:
    • систематизация и синтез полученных на основе анализа данных
    • формулировка сущности и ведущей идеи опыта
    • раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог
    • определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов
    • описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
    • формирование портфолио педагога
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта очень сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, это будет непродуктивно.

Памятка по обобщению опыта учителя

  • Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за  их  духовным развитием . Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  • Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
  • Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  • Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
  • При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  • Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
  • Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  • Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
  • Методика обощения педедового  педагогического опыта . 
    Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения передового  педагогического опыта . Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.
Организационные единицы Формы Методы
Методические объединения Открытые занятия Наблюдения
Научно-педагогический Семинар Научно-практическая конференция Беседа
Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование
Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации
Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометрирование
Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.д.
и т.д. Самообразование  
  Семинарские занятия  
  Практикумы  
  Консультации  
  и т.д.  

Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения передового  педагогического опыта .

Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения передового  педагогического опыта . В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

Выявить, изучить, обобщить, распространить  передового  педагогического опыта — это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения  передового  педагогического опыта — это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Обобщая практику внедрения передового  педагогического опыта , можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с  передового  педагогического опыта , разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы0; решение Совета педагогов ДОУ, методического  совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.
   Алгоритм  обобщения опыта   воспитательной    работы
  1. Мониторинг массовой практики воспитательной работы (технологические таблицы, приложение №1), выявление наиболее эффективной педагогической деятельности.
  2. Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения.
  3. Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной теме.
  4. Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта:
    • выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности,
    • определение соответствия содержания работы требованиям нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную работу,
    • определение уровня актуальности данного направления, темы воспитательной деятельности,
    • соответствие содержание воспитательного процесса современным требованиям науки и передовой практики,
    • выявление, в чем состоит новизна изучаемого педагогического опыта,
    • выяснить, насколько предлагаемый опыт может быть применен в массовой практике воспитательной работе,
    • выяснить, насколько данная педагогическая технология влияет на формирование личности учащегося, коллектива в целом, референтные группы,
    • определить, как данная технология позволяет решать педагогические задачи.
  5. Совместно с педагогом-автором методист должен проанализировать практическую деятельность, документацию (планы, аналитические материалы, технологические карты мониторинговой деятельности, разработки мероприятий) по данной проблеме, изучить материальную базу, используемую в процессе воспитания.
  6. Результаты изучения положительного педагогического опыта рассматриваются на заседании методического (педагогического) совета.

 

Схема  описания передового  педагогического  опыта

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)

Ф.И.О.

Тема опыта

Идея опыта (главная цель)
Структура описания обобщённого педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
2. Условия формирования опыта.
3. Теоретическая база опыта.
4. Актуальность и перспективность опыта.
5. Новизна опыта.
6. Адресность опыта.
7. Трудоёмкость опыта.
8. Технология опыта.
9. Результативность опыта.

Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии.
Титульный лист.
Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

Далее надо сформулировать идею опыта. Идея — центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель — конечный результат /средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.

Идея должна следовать теме, а опыт — раскрывать идею.

1.Сведения об авторе:

Ф.И.О.
Образование
Название (полное) учебного заведения, год его окончания
Специальность по диплому
Место работы
Должность
Педагогический стаж
Стаж работы в занимаемой должности
Квалификация
Награды (Департамента образования Тульской области и выше).
ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
  • активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

3. Теоретическая база опыта

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях передового  педагогического опыта )

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта ).

6. Адресность опыта

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).

7. Трудоёмкость опыта

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

8. Технология опыта

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения учеников. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

 9. Результативность опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта  ).

Приложение к опыту работы:

  • алгоритм подготовки к занятию
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности
  • конспекты занятий
  • планы учебно-воспитательной работы с учащимися
  • продукты детской деятельности
  • фотографии
  • аудио-видео-записи
  • дидактический материал
  • публикации в СМИ
  • выступления на методических мероприятиях
  • педагогическая диагностика
  • рабочая программа
  • план кружковой работы с детьми
  • и т.д.
Формы представления передового педагогического  опыта
  • презентации ( например, с приглашением  коллег)
  • разработка авторских спецкурсов  ( мастер-классов),стажерских площадок
  • мастер-класс
  • конференция
  • научно-практический семинар
  • авторский сайт,блог
  • брошюры, плакаты  с методической направленностью
  • видеоматериалы  ( фильм  методической направленности)
  • круглый стол
  • пакет документов ( методические рекомендации)
  • портфолио  с приложениями
  • информационное сопровождение  деятельности  ОУ-партнеров
  • создание консультационного пункта
  •  диск
  • выставка ( виртуальная  или реальная)
Источник: http://edu-lider.ru/kak-obobshhit-opyt-pedagoga/

Скорпион

Ох, не желайте Скорпиону рая,
Не примет, не оценит, не поймет!
Пусть лучше песнь любви на поле боя
Ее так сердцу милую поет!
Пусть правит бал в очередном сраженьи
С надежной верной ратью за спиной,
И на меже меж жизнью и меж смертью
В который раз выигрывает бой!
Желайте Скорпиону ветры странствий,
Ума полет по Млечному пути,
И чтоб могла бы, как обычный странник,
К далеким звездам запросто дойти.
Молю, о будьте благосклонны звезды
К рожденной той осеннею порой,
Пусть чаша ее жизни будет полной
Бурлящей и искрящейся судьбой.

Источник: http://pedsovet.org/forum/index.php?showuser=189915