Обоснование выбора технологий

Одной из ведущих педагогических технологий, используемых мною с целью реализации поставленных задач, является технология развивающего обучения Л.В. Занкова. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государствен­ном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчеркнуто, что «развитие личности обу­чающегося на основе усвоения универсаль­ных учебных действий, познания и освое­ния мира составляет цель и основной ре­зультат образования». Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы раз­вивающего обучения Л.В. Занкова: «дос­тижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Зан­кова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде все­го, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических снов систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давы­дова и их реализации на практике.

Системно-деятельностная парадигма Стан­дарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учи­теля и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоя­тельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником.

Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важней­шие дефиниции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО (приложение № ___1__):

  •  цель образования - развитие лич­ности;
  •  понимание необходимости именно об­щего, а не только интеллектуального раз­вития детей с разными возможностями к обучению;
  • понимание способа достижения цели посредством организации самостоятель­ной индивидуальной и совместной дея­тельности.

  Правомерным является и заключение о том, что обучение применительно к каждому ученику, может быть развивающим лишь в том случае, если оно приспособлено к уровню развития данного ученика, что возможно с помощью индивидуализации учебной работы. Отсюда развитие умственных способностей требует особых учебных средств.

 Учитывая мой опыт работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающихся, для решения данной педагогической проблемы мною было выбрано главное направление в обучении младших школьников: формирование исследовательских навыков посредством использования моделей образовательных технологий сильного мышления (далее ОТСМ). Таковыми являются: технология «Развития критического мышления через письмо и чтение», ТРИЗ–технология  (Теория решения изобретательских задач), метод «Интеллект-карт». 

Рассмотрим основные приемы и методы данных технологий,  которые нашли отражение в моей работе.

Этапы

Цель

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Этап постановки учебной задачи

Актуализация имеющихся знаний; 

пробуждение интереса к получению новой информации.

 

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Так из технологии РКМЧП на  этапе, который называется стадия вызова мною используются приемы: составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Из ТРИЗ – технологии для систематизации уже имеющихся знаний у учащихся и постановки вопроса: «Что я еще не знаю?» использую работу с системным оператором (далее СО). С детьми младшего возраста мы называем системный оператор «9 волшебных экранов» Рассматривая изучаемый объект в СО, дети сталкиваются с тем, что один или несколько «экранов» они не могут заполнить, вот здесь и возникает вопрос о «незнании» нужной информации.

Составление начальной интеллект-карты «Что мы уже знаем?» по рассматриваемой теме. Первичная карта обычно бывает групповой и составляется аналогично методу «мозгового штурма»

Информация, полученная на этапе постановки учебной задачи, выслушивается, записывается (или оформляется графически), обсуждается.

Этап исследования проблемы

Получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения. На этом этапе работа учителя направлена на сохранение у учащихся интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение учеников от «старого» знания к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, самостоятельно исследует изучаемый объект.

Приемы и методы технологии РКМЧП: Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7» (по мере чтения их ставят на полях справа);

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Исследование изучаемого  объекта в ТРИЗ-технологии проводится с использованием модели «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» (далее ЭИЗ) Чтобы рассматриваемый объект изучить более глубоко, нужно как можно больше найти его признаков. Работая с таблицей «ЭИЗ» дети составляют так называемый «паспорт» изучаемого объекта. (Например, паспорт имени существительного – Приложение 4.1.- 2)

Для решения учебной проблемы использую такие приемы:

-способ совмещения противоположных значений признака;

- события и эффекты (было – стало);

Как правило, все исследования  в ТРИЗ-технологии начинаю с задания детям сбора КОПИЛОК (так к уроку окружающего мира дети собирали «копилки»: календарей; диких животных леса; предметов, содержащих воду и т.д.)

Исследуя копилки собранных объектов, далее детьми составляются картотеки, на основе которых выстраивается модель рассматриваемого объекта.

Разрешение противоречий проводится с помощью модели ИКР (идеально конечный результат)

Метод интеллект-карт предполагает на этом этапе первую редакцию составленной карты; подготовку второй редакции коллективной интеллект-карты. Сравнение карт. Построение финальной её редакции.

Этап мотивации на получение новых знаний

Размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

В технологии РКМЧП:

 Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных кpуглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ. (например, составление синквейна)

ТРИЗ – технология  предполагает: что разрешение проблемы приводит к новой проблеме. Если нам удалось сформулировать одно противоречие объекта, значит, может быть составлено еще одно, обратное, утверждение – прием «Если …, то» 

 

 

 

Метод интеллект-карт: коллективный анализ интеллект-карты. Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана

Стройная сис­тема приемов на всех этапах урока включает в себя как спосо­бы организации индивидуальной рабо­ты, так и ее сочетания с парной и группо­вой работой.

 


Информационные технологии. 

Современная система образования развивается вместе с современным обществом, которому в настоящее время присущи многие новаторские процессы. Стремительное развитие науки, техники, прогресса ведет к гигантскому увеличению информационных потоков. В таких потоках информации современному человеку невозможно обойтись без использования информационно-коммуникационных средств общения, поиска информации, управления и, конечно, обучения. Информатизация всего жизненного процесса напрямую касается и процесса образования. Вот и я как человек, живущий в этом современном «информатизированном» обществе не могу представить урок без информационных технологий.

Использование мною на уроках  различные электронные энциклопедии и словари,  как на CD – дисках («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия историй России», «Детская энциклопедия о животных», «Толковый словарь В.И. Даля», «Словарь синонимов» и др.) так и в сети Интернет (ЭЭ – Википедия, Рубрикон, Познание мира) помогает мне повысить интерес младших школьников к изучаемому материалу,  активизировать их мыслительную деятельность и творческое воображение.

Применение на уроках авторских презентаций, наполненных красочными иллюстрациями, историческими видео-фрагментами, музыкальным сопровождением российских и зарубежных классиков, помогает создать на уроке особую эмоциональную атмосферу,  делает мои уроки наглядными, динамичными и зрелищными, что позволяет увеличить эффективность усвоения учебного материала.

 Наряду с этим применение компьютерных тестов позволяет мне усилить индивидуализацию (перед «машиной»  ребенок не боится допустить ошибку,  не боится быть неправильно понятым) и интенсивность учебного процесса.

 Включая в урок работу учащихся с электронными носителями,  в первую очередь перед собой  я ставлю задачу: научить детей работать с информацией. Также компьютерные технологии  мне помогают поддерживать обучение детей дистанционно, либо посредством электронной почты, либо через сервисы Web 2.0 в блоге класса. Используя эти же сервисы мои учащиеся очень любят ежегодно участвовать в дистанционных городских проектах, а также с удовольствием выполняют творческие задания учебной направленности, например, составить комикс к изучаемому произведению в сервисе  TOONDOO или создать газету о проделанном исследовании на уроке в сервисе WikiWall и т.д.

Неотъемлемой частью моей работы является здоровьесберегающее направление, так как понимание человека как субъекта собственной жизни, активной и самостоятельной силы в созидании общества, высшей ценности и «мерила всех вещей» привело к рождению новых ценностей образования. Овладение способами взаимодействия с миром внутри и вне себя вместо пассивных знаний об этих мирах, построение субъективной системы ценностей в согласии с объективными ценностями социума позволяют растущему человеку войти ответственным, критически мыслящим, достойным гражданином в открытое демократическое общество. Как известно, творчество – это не только практическая деятельность, но и сложный психологический процесс, концентрирующий в себе чувства, мысли и волю учащегося. Кроме того, творчество – это высшая форма активности, направленная на открытие чего-либо нового. В детском творчестве это, в первую очередь, открытие нового для самого себя в окружающей действительности и в себе самом, в своих возможностях, в своем отношении к миру.

В качестве формы активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить, моя роль при этом сводится к регулированию внутриколлективных отношений.

Работая в группе, дети придерживаются основных правил работы, которые «вырабатывают и утверждают сами»:

  • полное внимание к однокласснику;
  • безнравственно человеческое одиночество;
  • надо серьезно относится к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку») – союзники в работе

Работая в группах, дети обогащают личный опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творчество, фантазию.

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всяки раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке не допустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно  и непринужденно». Это кредо дидактической системы Л.В.Занкова, который обозначил педагогическую проблему «Жизнь детей на уроке» - это и есть здоровьесбережение моих учащихся. Успешная личность – здоровая личность!