Обоснование выбора технологий
Одной из ведущих педагогических технологий, используемых мною с целью реализации поставленных задач, является технология развивающего обучения Л.В. Занкова. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова: «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.
Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических снов систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и их реализации на практике.
Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником.
Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие дефиниции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО (приложение № ___1__):
- цель образования - развитие личности;
- понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;
- понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
Правомерным является и заключение о том, что обучение применительно к каждому ученику, может быть развивающим лишь в том случае, если оно приспособлено к уровню развития данного ученика, что возможно с помощью индивидуализации учебной работы. Отсюда развитие умственных способностей требует особых учебных средств.
Учитывая мой опыт работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающихся, для решения данной педагогической проблемы мною было выбрано главное направление в обучении младших школьников: формирование исследовательских навыков посредством использования моделей образовательных технологий сильного мышления (далее ОТСМ). Таковыми являются: технология «Развития критического мышления через письмо и чтение», ТРИЗ–технология (Теория решения изобретательских задач), метод «Интеллект-карт».
Рассмотрим основные приемы и методы данных технологий, которые нашли отражение в моей работе.
Этапы |
Цель |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы |
|||
Этап постановки учебной задачи |
Актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации.
|
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы |
Так из технологии РКМЧП на этапе, который называется стадия вызова мною используются приемы: составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. |
|||
Из ТРИЗ – технологии для систематизации уже имеющихся знаний у учащихся и постановки вопроса: «Что я еще не знаю?» использую работу с системным оператором (далее СО). С детьми младшего возраста мы называем системный оператор «9 волшебных экранов» Рассматривая изучаемый объект в СО, дети сталкиваются с тем, что один или несколько «экранов» они не могут заполнить, вот здесь и возникает вопрос о «незнании» нужной информации. |
||||||
Составление начальной интеллект-карты «Что мы уже знаем?» по рассматриваемой теме. Первичная карта обычно бывает групповой и составляется аналогично методу «мозгового штурма» |
||||||
Информация, полученная на этапе постановки учебной задачи, выслушивается, записывается (или оформляется графически), обсуждается. |
||||||
Этап исследования проблемы |
Получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. На этом этапе работа учителя направлена на сохранение у учащихся интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение учеников от «старого» знания к «новому» |
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, самостоятельно исследует изучаемый объект. |
Приемы и методы технологии РКМЧП: Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
|||
Исследование изучаемого объекта в ТРИЗ-технологии проводится с использованием модели «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» (далее ЭИЗ) Чтобы рассматриваемый объект изучить более глубоко, нужно как можно больше найти его признаков. Работая с таблицей «ЭИЗ» дети составляют так называемый «паспорт» изучаемого объекта. (Например, паспорт имени существительного – Приложение 4.1.- 2) Для решения учебной проблемы использую такие приемы: -способ совмещения противоположных значений признака;- события и эффекты (было – стало);Как правило, все исследования в ТРИЗ-технологии начинаю с задания детям сбора КОПИЛОК (так к уроку окружающего мира дети собирали «копилки»: календарей; диких животных леса; предметов, содержащих воду и т.д.) Исследуя копилки собранных объектов, далее детьми составляются картотеки, на основе которых выстраивается модель рассматриваемого объекта. Разрешение противоречий проводится с помощью модели ИКР (идеально конечный результат) |
||||||
Метод интеллект-карт предполагает на этом этапе первую редакцию составленной карты; подготовку второй редакции коллективной интеллект-карты. Сравнение карт. Построение финальной её редакции. |
||||||
Этап мотивации на получение новых знаний |
Размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения |
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания |
В технологии РКМЧП: Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных кpуглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. (например, составление синквейна) ТРИЗ – технология предполагает: что разрешение проблемы приводит к новой проблеме. Если нам удалось сформулировать одно противоречие объекта, значит, может быть составлено еще одно, обратное, утверждение – прием «Если …, то» |
|||
|
|
|
Метод интеллект-карт: коллективный анализ интеллект-карты. Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана |
|||
Стройная система приемов на всех этапах урока включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. |
Информационные технологии.
Современная система образования развивается вместе с современным обществом, которому в настоящее время присущи многие новаторские процессы. Стремительное развитие науки, техники, прогресса ведет к гигантскому увеличению информационных потоков. В таких потоках информации современному человеку невозможно обойтись без использования информационно-коммуникационных средств общения, поиска информации, управления и, конечно, обучения. Информатизация всего жизненного процесса напрямую касается и процесса образования. Вот и я как человек, живущий в этом современном «информатизированном» обществе не могу представить урок без информационных технологий.
Использование мною на уроках различные электронные энциклопедии и словари, как на CD – дисках («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия историй России», «Детская энциклопедия о животных», «Толковый словарь В.И. Даля», «Словарь синонимов» и др.) так и в сети Интернет (ЭЭ – Википедия, Рубрикон, Познание мира) помогает мне повысить интерес младших школьников к изучаемому материалу, активизировать их мыслительную деятельность и творческое воображение.
Применение на уроках авторских презентаций, наполненных красочными иллюстрациями, историческими видео-фрагментами, музыкальным сопровождением российских и зарубежных классиков, помогает создать на уроке особую эмоциональную атмосферу, делает мои уроки наглядными, динамичными и зрелищными, что позволяет увеличить эффективность усвоения учебного материала.
Наряду с этим применение компьютерных тестов позволяет мне усилить индивидуализацию (перед «машиной» ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым) и интенсивность учебного процесса.
Включая в урок работу учащихся с электронными носителями, в первую очередь перед собой я ставлю задачу: научить детей работать с информацией. Также компьютерные технологии мне помогают поддерживать обучение детей дистанционно, либо посредством электронной почты, либо через сервисы Web 2.0 в блоге класса. Используя эти же сервисы мои учащиеся очень любят ежегодно участвовать в дистанционных городских проектах, а также с удовольствием выполняют творческие задания учебной направленности, например, составить комикс к изучаемому произведению в сервисе TOONDOO или создать газету о проделанном исследовании на уроке в сервисе WikiWall и т.д.
Неотъемлемой частью моей работы является здоровьесберегающее направление, так как понимание человека как субъекта собственной жизни, активной и самостоятельной силы в созидании общества, высшей ценности и «мерила всех вещей» привело к рождению новых ценностей образования. Овладение способами взаимодействия с миром внутри и вне себя вместо пассивных знаний об этих мирах, построение субъективной системы ценностей в согласии с объективными ценностями социума позволяют растущему человеку войти ответственным, критически мыслящим, достойным гражданином в открытое демократическое общество. Как известно, творчество – это не только практическая деятельность, но и сложный психологический процесс, концентрирующий в себе чувства, мысли и волю учащегося. Кроме того, творчество – это высшая форма активности, направленная на открытие чего-либо нового. В детском творчестве это, в первую очередь, открытие нового для самого себя в окружающей действительности и в себе самом, в своих возможностях, в своем отношении к миру.
В качестве формы активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить, моя роль при этом сводится к регулированию внутриколлективных отношений.
Работая в группе, дети придерживаются основных правил работы, которые «вырабатывают и утверждают сами»:
- полное внимание к однокласснику;
- безнравственно человеческое одиночество;
- надо серьезно относится к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку») – союзники в работе
Работая в группах, дети обогащают личный опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творчество, фантазию.
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всяки раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке не допустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». Это кредо дидактической системы Л.В.Занкова, который обозначил педагогическую проблему «Жизнь детей на уроке» - это и есть здоровьесбережение моих учащихся. Успешная личность – здоровая личность!