Раздел: Метод проектов

Типология проектов

Типология проектов

 

 

 

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:



 

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

 

 

 

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

 

 

 

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

 

 

 

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

 

 

 

5. Количество участников проекта.

 

 

 

6. Продолжительность проекта.

 

 

Рис.1. Типология проектов


 

 

Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.

 

По доминирующей деятельности

 

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

 

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

 

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

 

Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

 

Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце(Рис.1.).

 

По предметно-содержательной области

 

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

 

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

 

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов,  используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

 

По характеру координации

 

Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

 

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

 

По количеству участников

 

•         Личностные (индивидуальные)- один участник

 

•         Парные- два участника

 

•         Групповые (коллективные)- более двух участников

 

По продолжительности выполнения

 

•         Краткосрочные- до недели

 

•         Средней продолжительности- от недели до месяца

 

•         Долгосрочные- от одного до нескольких месяцев

 

По объекту проектирования

 

•         Морфологические - проектирование вещей

 

•         Социальные- проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

 

•         Экзистенциальные- проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы [4].

 

 

 

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 

 

 Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

 

 

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

 

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

 
 

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

 

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

 

 

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

 

 

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

 

 

6. Защита проектов, оппонирование


7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,выводы [1].


 



Поделитесь полезной информацией: