Оцениваем достижения обучаемых, представленные в веб-портфолио

  Как учитель может оценить работы обучаемого, представленные в веб-портфолио ученика?

Работы представленные в портфолио позволят оценить не только уровень усвоения материала, уровень развития творческих способностей ребенка, но и  динамику развития этих способностей.

Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся.

Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. Наиболее известным подходом в зарубежной педагогике является подход, представленные в виде таксономии Б.С. Блума (США, 1956). Принято считать, что таксономия (греч. Taxis - расположение по порядку и  nomos - порядок) – это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

В первую очередь необходимо отметить, что таксономия целей Блума является удобным и понятным инструментом для качественного анализа достижений обучаемого, для изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания. Использование данного подхода  основано на выделении цели, которые ученик должен достичь на данном уровне. Если данная цель достигнута, значит, ученик достиг данного уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделяет 6 категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В таблице представлены уровни таксономии Блума, перечислены навыки,  формируемые на соответствующем уровне, примеры заданий, типология заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания, а также цели, которые ученик должен достичь на данном уровне.  Используя представленные в таблице рекомендации учитель достаточно просто сможет изучать и анализировать динамику развития творческих способностей ребенка,

ТаблицаУровни таксономии Бума.

Уровень

Навыки

Примеры заданий

Типология заданий

 

Достижение цели

1 – Знание

Повторение или распознавание информации.

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

Задания на воспроизведение нового материала

 

Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.

2 – Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов.

Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.

Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.

 

Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики.
На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.

3 – Использование

Применение в сходной ситуации.

 

Применить, проиллюстрировать, решить.

Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях.

Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.

4 – Анализ

Определить части и структуру.

 

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.

 

Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5 – Синтез

Соединить части по-новому.

 

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.

Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.
Это творческая переработка информации для создания нового целого.

6 – Оценка

Оценить значимость на основе критериев.

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.

 

Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

 

Выделяя особенности представленной выше таксономии Блума следует отметить, что представленная иерархия целей идет от простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в «основании пирамиды» находятся знания.