Заметка (48)

Блум Бенджамин С. 1913-1999 г.г.

Bloom, Benjamin S.) (род. 1912 г.), амер. психолог в области педагогики, специалист по учебным планам. Его работа по когнитивному развитию считается крупным достижением в деле совершенствования учебного процесса. В кн. Таксономия образовательных целей (1956) Б. утверждал, что можно ввести иерархию целей по трем осн. категориям: когнитивные (относящиеся к знаниям); аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности) и психомоторные (относящиеся к физ. и манипулятивным способностям). Начиная с 1968 г. Б. разрабатывал концепцию обучения мастерству (напр., в кн. Человеческие способности и школьное образование, 1976). Для выработки осн. навыков необходима опред. последовательность шагов, к-рым могут обучиться дети самых разных способностей при условии, что эти шаги будут осуществляться в нужном темпе, правильной последовательности и на родном яз. учащихся. Такой процесс обучения предусматривает тестирование, инструктаж, повторное тестирование — до тех пор, пока учащийся не овладеет соответствующими навыками.


 

Таксономия Блума (Bloom taxonomy) – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.

Когнитивная область

Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.


 

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

— объясняет факты, правила, принципы;

— преобразует словесный материал в математические выражения;

— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

— вычленяет части целого;

— выявляет взаимосвязи между ними;

— определяет принципы организации целого;

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

— проводит различие между фактами и следствиями;

— оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

— предлагает план проведения эксперимента или других действий;

— составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

— оценивает логику построения письменного текста;

— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Аффективная область

Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

Психомоторная область

Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.

Расширить занания!