Психологические и педагогические аспекты использования е-портфолио

Как показали результаты специальных исследований, использование каждым учащимся е-портфолио на базе средств ИКТ способствует развитию его творческого и критического мышления за счёт обеспечения возможности осуществления антиципации и рефлексии, а также способствует интенсификации учебного процесса за счёт реализации таких дидактических возможностей средств ИКТ как возможность накопления больших объёмов информации, возможность незамедлительной обратной связи, возможность автоматизированного контроля, возможность доступа к информации преподавателей и родителей, возможность её структурирования.

Под рефлексией будем понимать оперирование субъекта с собственным сознанием, обеспечивающее выявление условий и оснований системы собственных действий и поступков, а также «выход» субъекта из текущего процесса осуществления деятельности. Рефлексивные умения выражаются в способности человека формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала. Необходимо отметить, что к общим рефлексивным умениям относятся:

-        умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;

-        умение адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;

-        умение прогнозировать последствия своих профессиональных действий, осуществлять контроль и самоконтроль, анализировать результаты выполненной деятельности, самокритично относиться к ней;

-        умение оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт коллег.

Под антиципацией будем понимать предвосхищение, способность человека в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий и поступков на основе результатов рефлексии будущего шага развития деятельности.

Остановимся на том как учитель может использовать работы обучаемого, представленные в е-портфолио для изучения не только уровня развития творческих способностей ребенка, но и для изучения динамики развития этих способностей. Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. Наиболее известным подходом в зарубежной педагогике является подход, представленные в виде таксономии Б.С. Блума (США, 1956). Принято считать, что таксономия (греч. Taxis - расположение по порядку и  nomos - порядок) – это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

В первую очередь необходимо отметить, что таксономия целей Блума является удобным и понятным инструментом для качественного анализа достижений обучаемого, для изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания. Использование данного подхода  основано на выделении цели, которые ученик должен достичь на данном уровне. Если цель достигнута, значит, ученик достиг запланированного уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделяет 6 категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.  Представленная таксономии Блума иерархия целей идет от простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в «основании пирамиды» находятся знания.

Учитывая результаты педагогических исследований и современные представления о сущности понятия е-портфолио, отметим, что его использование в обучении информатики должно обеспечивать следующее:

  • наполнение е-портфолио информацией о динамике формирования знаний, умений и возможности их использования для саморазвития;
  • непрерывный доступ обучаемого к е-портфолио;
  • возможность архивации по желанию студента текстовых данных, аудио данных, видео данных;
  • защита информации студента от несанкционированного просмотра и использования;
  • возможность доступа к е-портфолио, контроля и внесения корректив, касающихся учебной деятельности ученика со стороны учителя.

Рассмотрим примеры использования е-портфолио в образовательном процессе Великобритании.

1. В проекте QCA и Futurelab’s e-VIVA е-портфолио использовался не только для архивации академических результатов обучающихся, но и для поддержки рефлексии и антиципации. Обучающиеся накапливали и размещали информацию, представленную в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-видео информация), на web-сайте учебного заведения в течение длительного времени. При необходимости они могли обращаться к преподавателям и кураторам либо направляя информацию по сети, либо по мобильному телефону.

2. На сайте http://www.cityofnottinghampassport.com  приводится пример е-портфолио, которое отображает достижения обучаемого, его прогресс и способность управления собственным обучением. Данный е-портфолио подтверждает ежегодные результаты работы обучаемого во многих областях учебной программы.

Таким образом, использование е-портфолио в учебном процессе позволяет обучающимся контролировать свой прогресс обучения, планировать образовательную стратегию, развивать рефлексию и антиципацию, а преподавателям оптимизировать контрольно-коррегирующую деятельность.