Портфолио, как метод оценки

Портфолио относится к качественным методам оценки уровня усвоения материала. Необходимо отметить, что портфолио является не столько средством оценки знаний, умений и навыков, сколько средством оценки учебных, творческих, коммуникативных способностей школьника.

Если тестовая технология позволяет оценить первые три уровня усвоения знаний, умений и навыков (узнавание, воспроизведение, применение в привычных условиях), то оценить творческие способности обучающихся можно с помощью Портфолио. Творческий уровень и соответственно творческие способности современные системы тестирования знаний не выявляют.

«Портфолио достижений ученика» называют одним из средств индивидуальной оценки достижений учащегося. «Портфель личных достижений» (далее Портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

В зарубежной и отечественной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его прогресс и достижения в различных предметных областях. Являясь способом накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Философия учебного портфолио:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  • интеграция количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника.