Приложение 2

ПЛАН
основных мероприятий по реализации Программы развития электронного образования на 2014 - 2020 годы
Наименование мероприятия
1.   Модернизации нормативной базы с целью обеспечения беспрепятственного развития технологий и высокого качества образования
1.2. Организация работы межведомственной рабочей группы  по развитию электронного образования в режиме проектных сессий

Ожидаемые результаты:
В рамках проводимых проектных сессий формируются решения и рекомендации по вопросам, обозначенным в дорожной карте Программы. Состав участников каждой сессии формируется в соответствии с перечнем рассматриваемых вопросов, привлекаются представители ведущих в области электронного обучения образовательных организаций для предварительной проработки проектов решений.
Срок исполнения:  Не менее 2 раз в год
Ответственные исполнители: минобрнауки  Ведущие образовательные организации
1.3.  Организация работы межведомственной рабочей группы  по развитию электронного образования в режиме проектных сессий

Ожидаемые результаты:
В рамках проводимых проектных сессий формируются решения и рекомендации по вопросам, обозначенным в дорожной карте Программы. Состав участников каждой сессии формируется в соответствии с перечнем рассматриваемых вопросов, привлекаются представители ведущих в области электронного обучения образовательных организаций для предварительной проработки проектов решений.

Срок исполнения: Не менее 2 раз в год
Ответственные исполнители: Минобрнауки Ведущие образовательные организации

1.4.  Разработка методических и технических рекомендаций по оценке результатов обучения в рамках открытых электронных курсов, организации межсистемного взаимодействия в части передачи результатов обучения
Ожидаемые результаты: Образовательным организациям предоставлены рекомендации по оценке результатов обучения, формированию электронного портфолио, передаче информации между образовательными организациями о образовательных достижения обучающихся
Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:  Минобрнауки Минобрндзор
1.5.  Разработка рекомендаций для российских образовательных организаций по признанию результатов обучения с использованием открытых электронных курсов

Ожидаемые результаты: Образовательным организациям предоставлены рекомендации по вариантам осуществления признания результатов обучения, полученных в ходе освоения обучающимися открытых электронных курсов, определены условия признания, требования к идентификации личности в процессе оценки и предоставления доступа к портфолио обучающегося

Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:  Минобрнауки Минобрндзор

1.6.  Апробация аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Ожидаемые результаты: В процессе аккредитации образовательных организаций применяется особый перечень аккредитационных показателей в случае, если организация применяет электронное обучение.

Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:   Минобрндзор

1.7.  Утверждение лицензионных и аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Ожидаемые результаты: Созданы условия, обеспечивающие беспрепятственное развитие образовательных технологий, экономическую целесообразность их внедрения, реализованы эффективные механизмы контроля качества образования
Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители:
Минобрнауки   Рособрнадзор

1.8.  Разработка и апробация нормативной базы для осуществления финансовых расчетов между образовательными организациями при сетевой форме реализации образовательной программы
Ожидаемые результаты: Ведущим университетам в порядке эксперимента разрешено осуществление взаимных расчетов между образовательными организациями без проведения конкурсных процедур при передаче нагрузки между ними в части отдельных модулей образовательных программ
Срок исполнения: 2014
Ответственные исполнители: Минобрнауки Ведущие образовательные организации Консорциумы (ассоциации) вузов

1.9.   Апробация процедуры признания результатов обучения с использованием открытых электронных курсов в федеральных и научно-исследовательских университетах
Ожидаемые результаты: Федеральные и научно-исследовательские университеты реализован эксперимент по признанию результатов обучения с использованием открытых электронных курсов, обеспечена возможность зачета кредитов по факту освоения курсов на ведущих международных площадках открытого образования
Срок исполнения: 2014-2015
Ответственные исполнители: Федеральные и научно-исследовательские университеты
1.10.  Создание механизмов экспертизы и общественно-профессиональной аккредитации курсов, рекомендуемых к прохождению  рамках образовательных программ
Ожидаемые результаты: Качество электронного обучения оценивается в основном общественно-профессиональной экспертизой, в том числе обеспечивается сертификация отдельных курсов
Срок исполнения: 2015
Ответственные исполнители: Минобрнауки Рособрнадзор Консорциумы (ассоциации) вузов

1.11.  Разработка и апробация нормативной базы по внедрению единой кредитно-модульной системы в вузах
Ожидаемые результаты: Разработана и апробирована единая кредитно-модульная система, гармонизированная с международными стандартами и обеспечивающая академическую мобильность
Срок исполнения: 2015
Ответственные исполнители: Минобрнауки Ведущие образовательные организации

1.12.  Внедрение нормативной базы для осуществления финансовых расчетов между образовательными организациями при сетевой форме реализации образовательной программы
Ожидаемые результаты: Решены вопросы взаимных расчетов между образовательными организациями без проведения конкурсных процедур при передаче нагрузки между ними в части отдельных модулей образовательных программ
Срок исполнения: 2016
Ответственные исполнители: Минобрнауки Минфин

 1.13.  Утверждение нормативной базы по внедрению единой кредитно-модульной системы в вузах
Ожидаемые результаты: Применение единой кредитно-модульной системы, обеспечивающей академическую мобильность, является обязательным для всех вузов
Срок исполнения: 2016
Ответственные исполнители: Минобрнауки

1.14.  Утверждение аккредитационных требований об обязательном формировании электронного портфолио при освоении ООП
Ожидаемые результаты: Применение элементов электронного обучения (смешанного обучения) и формирование электронного портфолио  является обязательными требованиями при реализации ООП
Срок исполнения: 2017
Ответственные исполнители: Минобрнауки Рособрнадзор

1.15.  Разработка и апробация новых инструментов финансирования индивидуальных траекторий обучения
В рамках консорциумов (ассоциаций) ведущих вузов апробированы новые инструменты (ваучеры, потребительское кредитование на образование), реализующие принцип «деньги следуют за студентом» для основных образовательных программ
2017-2018
Минобрнауки
Минфин

1.16.  Разработка и утверждение требований в части обязательного признания результатов обучения по открытым курсам
Обеспечивается государственная гарантия признания результатов обучения по сертифицированным в рамках общественно-профессиональной экспертизы открытым курсам российскими образовательными организациями и сертификационными центрами
2018
Минобрнауки

1.17.  Внедрение новых инструментов финансирования индивидуальных траекторий обучения
Обеспечена возможность использования студентами новых инструментов, реализующие принцип «деньги следуют за студентом». Основные образовательные программы осваиваются на базе лучших курсов, предлагаемых образовательными организациями. Решены вопросы защиты выпускной квалификационной работы по завершению образовательной программы.
2019
Минобрнауки
Минфин

2.  Привлечение бюджетных средств и инвестиций частного капитала в развитие электронного обучения

2.1.  Разработка единого перечня показателей в области развития электронного обучения для образовательных организаций всех уровней
Определены формулировки показателей и методики их расчета. Показатели разработаны в соответствии с результатами и индикаторами Программы, включают в себя количество открытых курсов, предлагаемых к изучению, количество образовательных программ, доступных для освоения независимо от места нахождения, количество образовательных программ. доступных для освоения лицами с ограниченными возможностями
2014
Минобрнауки, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

2.2.  Составление перечня приоритетных для разработки открытых образовательных курсов
Определены приоритеты в обеспечении национальных потребностей в открытых электронных курсах, разработка курсов из приоритетного перечня введена в качестве показателя программ развития образовательных организаций
2014
Минобрнауки
Отраслевые министерства


2.3.  Интеграция показателей в области развития электронного обучения в качестве обязательных в программы развития образовательных организаций
Все вновь утверждаемые программы развития, а также действующие программы развития образовательных организаций содержат показатели, сформулированные в рамках единого перечня. Значительная часть средств программ развития направлена на развитие электронного обучения, обеспечен эффективный мониторинг выполнения показателей.
2014-2015
Минобрнауки
Образовательные организации, реализующие программы развития

2.4.  Организация конференций по тематике открытого электронного образования
Конференции проводятся ведущими образовательными организациями, консорциумами (ассоциациями) образовательных организаций совместно с Минобрнауки и обеспечивают распространение информации о приоритетах в области развития электронного обучения, о реализуемых проектах, соответствующих целям и задачам Программы, о моделях взаимодействия с бизнесом, об организационно-финансовых схемах вовлечения авторов в создание контента и курсов
Не менее 4 ежегодно
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации


2.5.  Интеграция задач развития электронного обучения в отраслевые государственные программы
Электронное обучение используется как эффективный механизм решения задач развития отраслей экономики в части создания и развития кадрового резерва
2015-2020
Минобрнауки
Отраслевые министерства

2.6.  Осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации власти, осуществляющими управление в сфере образования, по вопросам развития электронного обучения
Определение приоритетов развития электронного обучения, востребованных региональными рынками труда, вовлечение работодателей регионального уровня в создание электронного контента. Создание частно-государственных фондов поддержки развития электронного обучения на уровне регионов.
Ежегодно
Минобрнауки

3.  Интенсификация взаимодействия между образовательными организациями с целью сокращения стоимости обучения и создания условий для реализации индивидуальных траекторий обучения

3.1.  Организация регулярного мониторинга уровня развития электронного обучения в образовательных организациях
Осуществление добровольного ввода показателей уровня развития электронного обучения в единую информационную систему, обмен информацией о достижениях в области развития электронного обучения между вузами-участниками, обеспечение заимствования лучших практик.
Ежегодно
Минобрнауки
Образовательные организации
3.2.  Разработка рекомендаций по развитию систем управления деятельностью образовательных организаций в части обеспечения индивидуальных траекторий обучения и учета результатов обучения в рамках курсов других образовательных организаций и открытых площадок
Сформированы основные особенности организации образовательного процесса при обеспечении индивидуальных траекторий обучения, определены условия, обеспечивающие академическую мобильность и интеграцию открытых электронных курсов
2014
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации

3.3.  Разработка рекомендаций по оснащению и организации работы «ко-лернинговых» центров
Формирование единого стандарта на организацию «ко-лернингового» центра, обеспечивающего доступ в любой точке мира к электронному обучению, идентификацию обучающегося и проведение процедур аттестации
2014
Консорциумы (ассоциации) вузов

3.4.  Разработка концепции и принципов реализации открытой модульной он-лайн программы подготовки преподавателей, специалистов и менеджеров в области образовательных технологий
Сформирована концепция программы, общий подход к классификации результатов обучения, требования к электронным курсам, используемым в рамках программы, составлен перечень существующих курсов, предоставляемых образовательными организациями, и приоритетных курсов для разработки
2014
Ведущие образовательные организации

3.5.  Реализация сетевых проектов «Открытый (электронный) университет» ведущими вузами
Реализация совместных проектов ведущими образовательными организациями с целью ускорения развития сетевых форм реализации образовательных программ, сокращения сроков и совокупных затрат на развитие электронного обучения, совместного развития технологий
2014-2016
Ведущие образовательные организации, консорциумы (ассоциации) вузов

3.6.  Модернизация системы повышения квалификации в части применения открытых модульных он-лайн программы подготовки
Повышение квалификации в области электронного обучения реализуется в виде индивидуальных траекторий, обеспечивается «обучение в течение всей жизни», программа дополняется новыми модулями (курсами), разрабатываемым образовательными организациями, выбор курсов осуществляется на принципах открытости и конкуренции
2015
Минобрнауки


3.7.  Включение показателя по количеству предоставляемых «ко-лернинговых» центров ведущими образовательными организациями для обеспечения доступа к реализуемым российскими образовательными организациями услугам электронного обучения
Формирование федеральной сети центров доступа к электронному обучению, в том числе в удаленных регионах страны, а также за ее пределами через взаимодействие с зарубежными вузами и международными сетями
2015
Минобрнауки

3.8.  Осуществление реорганизации сети образовательных организаций за счет сетевой формы реализации образовательных программ
Передача реализации части модулей образовательных программ неэффективных образовательных организаций в ведущие образовательные организации, в том числе с использованием виртуальной академической мобильности
2015-2020
Минобрнауки

4.  Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на глобальном рынке электронного обучения


4.1.  Составление перечня ключевые направления подготовки для развития российского сектора открытого он-лайн образования на международном рынке
Определены приоритеты в создании открытых электронных курсов на международных платформах, разработка курсов из приоритетного перечня введена в качестве показателя программ развития образовательных организаций
2014
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации

4.2.  Введение показателей по количеству граждан, находящихся за пределами территории РФ и обучающихся с использованием открытых курсов в качестве обязательного показателя программ развития образовательных организаций
Образовательные организации ориентированы на привлечение к обучению на отрытых курсах иностранных граждан, а также русскоязычных граждан, находящихся за пределами РФ. Показатели интегрированы также в программы повышения международной конкурентоспособности российских университетов.
2014
Минобрнауки

4.3.  Установление взаимоотношений с ведущими платформами открытого образования
Определены условия публикации курсов на ведущих платформах открытого образования российскими вузами, информация о возможностях доведена до образовательных организаций,  осуществляется информационная поддержка в вопросах публикации
2014-2015
Минобрнауки
Ведущие образовательные организации

4.4.  Информационная поддержка создания и вывода на международный рынок российских платформ открытого образования
Осуществляется поддержка проектов, претендующих на выход на международный рынок, в части их взаимодействия с российскими образовательными организациями.
2015-2016
Минобрнауки, Агентство стратегических инициатив

4.5.  Информационная поддержка продвижения российских отрытых курсов на международных конференциях и в международных СМИ
На международных выставках, конференциях, ярмарках осуществляется продвижение открытых курсов российских площадок открытого образования
2015-2018
Ведущие образовательные организации, Агентство стратегических инициатив


5.  Интенсификация технологического развития образовательных организаций, поиск, создание и распространение прорывных разработок в области электронного обучения

5.1.  Информационная поддержка создания краудсорсинговой платформы и в области электронного обучения
Платформа обеспечивает эффективные коммуникации между образовательными организациями и поставщиками решений в области электронного обучения, обеспечивается оценка со стороны образовательных организаций проектных предложений, агрегация потребностей образовательных организаций в создании новых решений, реализуются различные модули софинансирования образовательными организациями инновационных и технологически сложных разработок
2014
Минобрнауки

5.2.  Проведение конкурса на право создания единой площадки для публикации информации об открытых электронных курсах, предоставляемых российскими образовательными организациями
Привлечена крупная образовательная организация или компания сферы информационных технологий, обеспечивающая за счет собственных ресурсов создание и поддержку функционирования единой площадки
2014
Минобрнауки
Министерство ИТ

5.3.  Введение обязательного требования о регистрации открытых электронных курсов на единой площадке
Обязательная регистрация вводится как условие методики подсчета показателей программ развития образовательных организаций. Единый каталог обеспечивает единый источник информации для вузов и обучающихся об образовательных возможностях, представленной в едином формате описаний электронных курсов и результатов обучения по ним. Это позволяет использовать реализовать различные механизмы интеллектуальных подсказчиков в построении индивидуальных траекторий обучения.
2015
Минобрнауки

5.4.  Создание инкубатора для стартапов  в области образовательных технологий
Созданы условия для быстрого и устойчивого развития стартапов в области образовательных технологий. Инкубатор обеспечивает необходимую ИТ-инфраструктуру для быстрого масштабирования решений, постоянный контакт с заинтересованными в сфере образования инвесторами и образовательными организациями. Функционируют специализированные фонды посевного и венчурного финансирования образовательных проектов
2015
Агентство стратегических инициатив
Ведущие вузы


5.5.  Проведение конкурса на право создания и поддержки национальной открытой платформы электронного обучения
Привлечена крупная образовательная организация или компания сферы информационных технологий, обеспечивающая за счет собственных ресурсов создание централизованного облачного сервиса управления учебным процессом и поддержки открытого электронного обучения. Платформа предоставляется бесплатно образовательным организациям всех уровней, обеспечивается масштабирование за счет вычислительных ресурсов компании. Окупаемость проекта при необходимости осуществляется за счет продажи дополнительных сервисов и иных способов извлечения прибыли.
2015
Минобрнауки
Министерство ИТ


5.6.  Введение лицензионных и аккредитационных требований по обязательному использованию современных систем управления учебным процессом и поддержки электронного обучения
В случае отсутствия собственной инфраструктуры образовательная организация имеет возможность использования национальной открытой платформы, обеспечивающей соответствие минимальным требованиям
2017
Минобрнауки