I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Электронное обучение является образовательной технологией, позволяющей обеспечить высокий уровень доступности образования и одновременно повысить его качество. Возможность освоения образовательных программ и их модулей независимо от места нахождения обучающегося и одновременное снижение трудозатрат преподавателей в расчете на одного обучающегося позволяют решать сложные задачи охвата качественным образованием всей территории страны и особых категорий обучающихся. Сочетание сетевых форм реализации образовательных программ в сочетании с электронным обучением дает большие возможности по расширению образовательных возможностей, формированию индивидуальных траекторий обучения.
На практике развитие электронного обучения и реализация его преимуществ осложняется высокими затратами на создание курсов, отсутствием единой методологической базы и критериев качества электронных курсов, необходимостью создания дорогостоящей инфраструктуры, внедрения новых организационных и финансовых механизмов. Экономическая эффективность использования электронных курсов зависит от количества обучающихся, которое может быть существенно увеличено только при высокой степени доступности курса и его использовании за пределами одного вуза. Существующая нормативная база не обеспечивает максимального финансового эффекта от внедрения электронного обучения, так сохраняются расходы на не нужную в случае исключительного применения электронного обучения материальную базу.
Доверие общества к электронному обучению и готовность вузов к вложениям в это направление развития сегодня сильно зависят от государственной политики в этой области и наличия финансовой поддержки. В условиях формирующейся законодательной и нормативной базы без прямой поддержки и обозначения значимости со стороны государства развития образовательных технологий, и электронного обучения в частности, большинство образовательных организаций не уделяют этому направлению развития должного внимания.
Вместе с тем, перспективные модели повышения доступности и качества образования за счет электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг. Цифровая революция, глобализация образования, повышение значимости частных и предпринимательских инициатив и инвестиций в системе образования – новые тренды, которые формируют образ будущей системы образования, в которой российским образовательным организациям придется конкурировать с лучшими вузами мира. Феномен резкого роста интереса к массовым открытым он-лайн курсам в 2012 году ознаменовал начало этапа формирования образовательных сетей и платформ открытого образования международного масштаба и одновременно развития высокотехнологичных обучающих систем, сочетающих в себе имитацию среды профессиональной деятельности, совместную работу и оценку результатов обучения.
Российская образовательная система в большей степени опирается на государственное финансирование и государственное регулирование. В условиях стремительной технической революции в образовании излишняя регламентация условий и процесса обучения оказывает сдерживающую роль. Университеты оказываются не конкурентоспособными на рынке электронного обучения, где подходы к организации обучения, потребности в материальной базе и других условиях обучения быстро меняются вместе со сменой технологий. Жесткая система бюджетного финансирования оказывает сдерживающее влияние на формирование новых моделей взаимодействия между вузами, между образовательными организациями и бизнесом,  моделей вовлечения авторов в создание образовательного контента.
Мониторинг уровня развития электронного обучения в вузах РФ показывает, что лишь единицы образовательных организаций сегодня применяют виртуальную академическую мобильность, осуществляют апробацию и применение инновационных решений в области образовательных технологий (например, мобильное обучение). В большинстве вузов не до конца решены вопросы формирования локальной нормативной базы, организации взаимоотношений с преподавателями при переходе от аудиторной работы к созданию и поддержке электронных курсов. Внедрение электронного обучения остается областью экспериментальной деятельности и не оказывает существенного влияния на основной образовательный процесс. При этом большая часть ведущих образовательных организаций обладает достаточным объемом средств на развитие, и лишь не значительная часть этих средств тратится на внедрение электронного обучения.
Реализация Программы нацелена на изменение ситуации в области развития электронного обучения за счет установления приоритетов государственной политики по развитию электронного обучения, модернизации законодательной и нормативной базы, интенсификации взаимодействия образовательных организаций и бизнеса в области развития электронного обучения, повышения уровня доверия населения и бизнеса к электронному обучению.