Таксономия Блума
Таблица. Уровни таксономии Блума.
Уровень |
Навыки |
Примеры заданий |
Типология заданий
|
Достижение цели |
1 – Знание |
Повторение или распознавание информации. |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. |
Задания на воспроизведение нового материала
|
Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д. |
2 – Понимание |
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов. |
Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому. |
Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.
|
Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики. |
3 – Использование |
Применение в сходной ситуации.
|
Применить, проиллюстрировать, решить. |
Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях. |
Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет. |
4 – Анализ |
Определить части и структуру.
|
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия. |
Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.
|
Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. |
5 – Синтез |
Соединить части по-новому.
|
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план. |
Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое. |
Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. |
6 – Оценка |
Оценить значимость на основе критериев. |
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. |
Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.
|
Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия |
Выделяя особенности представленной выше таксономии Блума следует отметить, что представленная иерархия целей идет от простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в «основании пирамиды» находятся знания.