Таксономия Блума

 

Таблица. Уровни таксономии Блума.

Уровень

Навыки

Примеры заданий

Типология заданий

 

Достижение цели

1 – Знание

Повторение или распознавание информации.

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

Задания на воспроизведение нового материала

 

Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.

2 – Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов.

Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.

Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.

 

Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики.
На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.

3 – Использование

Применение в сходной ситуации.

 

Применить, проиллюстрировать, решить.

Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях.

Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.

4 – Анализ

Определить части и структуру.

 

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.

 

Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5 – Синтез

Соединить части по-новому.

 

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.

Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.
Это творческая переработка информации для создания нового целого.

6 – Оценка

Оценить значимость на основе критериев.

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.

 

Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

 

Выделяя особенности представленной выше таксономии Блума следует отметить, что представленная иерархия целей идет от простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в «основании пирамиды» находятся знания.