Оценка достижений с помощью таксономии Блума

Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. Наиболее известным подходом в зарубежной педагогике является подход, представленные в виде таксономии Б.С. Блума (США, 1956).

Принято считать, что таксономия (греч. Taxis - расположение по порядку и  nomos - порядок) – это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

В первую очередь необходимо отметить, что таксономия целей Блума является удобным и понятным инструментом для качественного анализа достижений обучаемого, для изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания. Использование данного подхода  основано на выделении цели, которые ученик должен достичь на данном уровне. Если данная цель достигнута, значит, ученик достиг данного уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделяет 6 категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В таблице представлены уровни таксономии Блума, перечисленынавыки, формируемые на соответствующем уровне, примеры заданий, типология заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания, а также цели, которые ученик должен достичь на данном уровне.  Используя представленные в таблице рекомендации учитель достаточно просто сможет изучать и анализировать динамику развития творческих способностей ребенка.